Под коворкингом понимают подход к организации в едином пространстве трудового процесса работников, принадлежащих к разным профессиям. Иными словами, речь идёт о большом коллективном офисе.
Любой человек, оплативший абонемент, получает возможность трудиться в обстановке, где всегда есть:
- комфортные условия для работы;
- хороший вай-фай;
- приятное оформление помещения.
Организовывать рабочие пространства таким образом люди стали относительно недавно. Сейчас это новое, активно развивающееся направление в бизнесе, являющееся очень перспективным. Идеальное место для открытия коворкинг-центра — крупный город с высокой бизнес-активностью и постоянной целевой аудиторией (Москва или Санкт-Петербург).
- О ЦА коворкинг-центров
- Какие документы нужны для открытия такого пространства?
- Выбираем и оформляем помещение
- Какое оборудование понадобится?
- Набор персонала
- Каналы для привлечения клиентов в коворкинг-центр
- Какие услуги вы можете предлагать клиентам?
- Есть ли в коворкинге подводные камни?
- Стартовые суммы денег
- Насколько это рентабельно?
О ЦА коворкинг-центров
Почему они набирают популярность? Прежде всего это связано с ростом числа людей, работающих в удалённом формате.
Для того чтобы сократить расходы, некоторые компании закрывают деятельность крупных офисов, переводя сотрудников на аутсорсинг с контролем рабочего процесса онлайн. Такие сервисы уже в изобилии представлены на рынке. Практический опыт свидетельствует о постоянном росте тенденции к «удалёнке», следовательно, будет расти и спрос на услуги в сфере коворкинга.
Какие специалисты больше всех нуждаются в коворкинговых пространствах? Прежде всего это:
- интеллектуалы;
- айтишники;
- юристы;
- SMM-специалисты;
- копирайтеры, рерайтеры;
- веб-мастера;
- дизайнеры;
- работники рекламной сферы и проч.
Круг заказчиков и клиентов у них довольно обширен, поэтому коворкинг для таких людей — идеальное место для назначения деловой встречи или работы в комфортной и приятной обстановке.
Какие документы нужны для открытия такого пространства?
Для регистрации деятельности нужно:
- открыть ИП с указанием ОКВЭД (коды 70.20 и 55.30);
- набрать персонал;
- заключить договор аренды помещения;
- получить разрешительные документы от пожарников и СЭС.
При возникновении трудностей в оформлении документации и других вопросах лучше сразу проконсультироваться с квалифицированным юристом. Это гарантия корректного оформления документов и отсутствия штрафных санкций.
Выбираем и оформляем помещение
При выборе помещения следует обращать внимание на ряд тонкостей:
- Есть ли рядом серьёзные конкуренты. Если есть, то сроки, в течение которых окупится помещение, будут больше, а расширить бизнес станет гораздо сложнее.
- Где размещено здание. Оптимальный вариант — центр города либо деловой квартал. Главное — сконцентрировать вокруг вашего коворкинг-центра соответствующую целевую аудиторию.
- Удобно ли подъехать или подойти к офису, есть ли парковка.
- Приятный вид из окна. Казалось бы, это мелочь, но часто именно она играет решающее значение.
Обычно площадь помещения, выбираемого под коворкинг-центр, составляет от 150 до 200 м2. Это может быть:
- закрытый завод;
- новостройка с соответствующим помещением;
- офисный центр.
О коммуникациях следует позаботиться заранее, если их нет. Речь идёт о вентиляции, канализационных и водопроводных стоках, отоплении и хорошо работающих электросетях. Кухня тоже необходима, так как сотрудникам надо обеспечить возможность устраивать перерывы на обед или кофе.
В таких помещениях часто встречаются ремонт и оформление в лофт-стиле. Не менее популярен и стиль индастриал. Затраты здесь минимальны: грунтовка, покраска, выравнивание стен. Пол оформляют с помощью керамогранита или ламината, а потолок делают натяжным.
Пространство необходимо грамотно зонировать, чтобы функциональных зон в помещении было несколько:
- секции с рабочими местами;
- зоны для отдыха;
- зона для кухни;
- зона для общественных мероприятий;
- санузел;
- гардеробная.
Какое оборудование понадобится?
Прежде всего это:
- рабочая мебель (в виде офисных столов, стульев и проч.);
- диваны для отдыха;
- мебель для презентационного зала;
- кухонная мебель (в виде барной стойки либо обычного стола со стульями);
- система гардероба.
Вложиться придётся как следует, поскольку дешёвая мебель не является лучшим вариантом. Денежные суммы, выделяемые в таких случаях, колеблются от 7500 до 10 000 долларов.
За технику и дополнительное оборудование придётся заплатить примерно такие суммы:
- за вай-фай-роутер (он должен быть профессиональным) и точку доступа — от 500 до 650 долларов;
- за организацию освещения рабочих мест — от 1000 до 1100 долларов;
- за оборудование для кухни в виде микроволновки, кофемашины, тостера — до 1500 долларов;
- за телевизор с приставкой — 1400 долларов;
- за систему кондиционирования — от 1000 долларов и более;
- за ПК, сканер и принтер — от 1000 долларов;
- за проектор — от 1000 долларов;
- за доску и маркеры — 200 долларов.
Таким образом, техника обойдётся приблизительно в 8000, а общая сумма, которую надо будет вложить, составит около 18 000 долларов.
Набор персонала
Стандартное время работы коворкинг-пространства — с 8 утра до 9 вечера, поэтому персонал, безусловно, необходим, равно как и ваше участие в рабочих процессах. Администраторов требуется как минимум два.
Их задачи — обслуживание клиентов и поддержание порядка в помещении. Бухгалтерию вы можете вести сами, равно как и маркетинг. Вам понадобятся сигнализационная система с выведением на охранный пульт и оборудование для пожарной безопасности.
Начинающие предприниматели, разрабатывая бизнес-план по открытию центра для коворкинга, всегда волнуются о том, где им взять постоянных клиентов. Проверенные каналы, которые помогают привлечь людей, уже давно есть. Попробуем подробнее разобраться, о чём конкретно идёт речь, а также понять, какими будут приблизительные расходы.
Каналы для привлечения клиентов в коворкинг-центр
Прежде всего это:
- Создание официального сайта и контекстной рекламы. Далее вы можете оптимизировать этот ресурс, получая клиентов из поисковых систем «Гугл» или «Яндекс».
- Работа в социальных сетях, а именно в инстаграме и фейсбуке. Заведите страницу вашего коворкинг-центра, регулярно выкладывайте фото помещений, где проходят разные мероприятия и проч. Кроме того, соцсети богаты возможностями платной рекламы и фильтрами согласно ЦА.
- Раздача флаеров в районе, где находится центр.
- Яркая вывеска на входе и другая реклама.
- План продвижения коворкинг-услуг в городских группах.
Будет тяжело первые два месяца, поэтому бюджет на рекламу следует выделять сразу же и по максимуму, чтобы вам сразу пришёл первый заработок. Три или четыре месяца интенсивной работы центра принесут вам определённую аудиторию, которая в дальнейшем станет постоянной. Далее уже сработает сарафанное радио, и клиенты будут приходить самостоятельно.
Какие услуги вы можете предлагать клиентам?
Обычно услуги коворкинг-центров таковы:
- место для работы (на день или с покупкой абонемента на тот или иной срок);
- кафе;
- организация деловой встречи;
- аренда зала для проведения семинаров и других мероприятий;
- аренда проектора;
- фуршеты небольшого формата.
Также вы можете придумать и свои интересные услуги для посетителей.
Есть ли в коворкинге подводные камни?
Важно проанализировать как внешние, так и внутренние факторы, чтобы объективно оценить все риски. В качестве главного внешнего фактора следует рассматривать экономику страны и текущую ситуацию в ней.
Основной внутренний фактор заключается в том, насколько эффективно вы сможете организовать управление этим бизнесом. Следует учитывать и фактор сезонности: в летнее время, а также в периоды праздников и отпусков посещаемость коворкинг-центров всегда падает.
В целях нивелирования этого риска выгоду нужно извлекать альтернативными путями, например:
- организовывать выставки;
- проводить концерты;
- устраивать тематические вечера.
Используйте программы лояльности, бонусные и скидочные системы. Летом адаптируйте помещение для детей или студентов, предоставив им гибкую систему скидок.
Особенно важно учитывать нарастающую конкуренцию в этой сфере. Если ваши конкуренты окажутся более сильными и популярными, бороться с ними будет сложно. Тогда придётся придумывать для клиентов выгодные и уникальные предложения, от которых они точно не смогут отказаться.
Как минимум это могут быть лояльная ценовая политика и создание особой атмосферы, в которую люди захотят возвращаться снова и снова.
Стартовые суммы денег
При разработке бизнес-плана разберитесь со всеми расчётами и объективно оцените ваш реальный стартовый капитал. Только так вы сможете спрогнозировать сроки окупаемости центра.
Что касается начальных вложений, выглядят они примерно так (в долларовом эквиваленте):
- ремонтные работы — 4000—6500;
- затраты на оборудование — до 18 000;
- оформление документации — 200;
- организация рекламной кампании — 700—800.
Каждый месяц нужно будет оплачивать:
- аренду помещения — 250;
- зарплату сотрудникам — от 300 на одного человека;
- закупку продуктов — 200;
- закупку канцелярских принадлежностей — 70;
- рекламу — 100 и более.
Безусловно, расходы большие, поэтому не каждому предпринимателю они окажутся по силам. Тем не менее есть ряд ИП, эффективно и успешно развивающихся именно в этой сфере.
Насколько это рентабельно?
Вложения здесь низкорентабельные, но при условии грамотного подхода они обязательно себя окупят, а доход станет стабильным и постоянным. Уровень рентабельности этого вида бизнеса принято оценивать в 8 или 10 %.
В среднем услуги коворкинга стоят:
- рабочее место на день — от 5 до 7 долларов (если помещение находится не в центре города);
- рабочее место на день — от 12 до 17 долларов (например, центр города СПб);
- оплата за час — от 1.4 до 2 долларов;
- месячная аренда места работы — от 75 до 250 долларов.
Локация и статус коворкинга сильно влияют на стоимость услуг. Окупятся ли изначальные затраты, зависит от рекламы, расположения центра и его технических возможностей.
Подводя итоги, следует отметить, что в выгоде здесь оказываются собственники недвижимости, желающие её монетизации. Вначале количество рабочих мест может составлять от 25 до 30, а если дело пойдёт успешно, бизнес постепенно расширяют. Можно воспользоваться и франшизой, но здесь необходимы стартовая сумма и работа согласно условиям франчайзи.
Лучше открывать коворкинг-пространство в большом городе. Именно мегаполис — прекрасная возможность для организации пространства в живописном, выгодном месте и стильных интерьерных условиях.