Идея для бизнеса № 22: пошаговая инструкция по открытию аптеки

Россия – большая страна, в которой собрано огромное количество городов, деревень и подобных мест, где живут люди, и каждой местности необходима своя аптека. Как открыть её с нуля и сколько это стоит? Пошаговая инструкция, как не оступиться, начиная новый бизнес, возможные подводные камни и советы знающих людей вы найдете в статье.

Она зависит от такого фактора, как местность, и ваших возможностей в плане размеров проекта.

Представим несколько вариантов, какими бывают аптечные организации, а именно их виды и сравнительная характеристика.

Городская

Города полны людей, которым часто требуется срочная медицинская помощь, пусть не слишком серьезная. Поэтому открытие аптеки в городе будет не таким тяжелым, как в любой иной местности. Единственным моментом, что может вам помешать, является большая конкуренция, ведь зачастую многие города уже имеют аптеки на каждом шагу.

Вам придется зазывать клиентов наиболее удобными ценами, графиков работы и набором лекарств. Вы можете действительно улучшить конкурентоспособность, открыв круглосуточную аптеку. Однако здесь свои особенности: выбрав непроходное и не густонаселенное место, вы сделаете график работ нерентабельным.

Деревенская

Под деревней стоит воспринимать и большие поселки городского типа и маленькие деревушки. Основным преимуществом будет нижайшая и даже нулевая конкуренция.

Среди небольших минусов довольно маленькое количество покупателей. Даже обслуживая всех людей в этой местности, получается довольно немного, новые же люди будут появляться нечасто.

Возможно, поэтому вам будет удобнее одновременно открыть свою оптовую аптеку. Сбывать товар не только непосредственно покупателям и жителям деревни, но и аптечным организациям. Это принесет стабильный и неплохой доход от двух разных проектов. Правда, в этом случае вам необходимо будет осуществить наличие специальных складов.

Аптечный пункт

Это не аптека, ведь здесь отсутствует провизор, изготавливающий лекарства. Медикаменты, имеющие сильнодействующее и наркотическое вещество, не могут сбываться из аптечного пункта.

Вариант хорош для небогатого начинающего предпринимателя, ведь помогает экономить на вакансиях и на наличии сейфа и специальной охраны.

Интернет-магазин

Современные городские жители больше доверяют интернету, заказывая онлайн одежду, доставку еды и государственные услуги. И лекарства тоже заказываются не выходя из дома.

Покупать с доставкой на дом людям будет действительно проще, особенно если нет возможности дойти до ближайшего пункта. Но надо потратиться на рекламу и вызвать доверие людей, которые будут оставлять хорошие отзывы.

Франчайзинг

Термин франчайзинг в экономике и предпринимательстве обозначает готовый бизнес, открывающийся на основе устоявшейся конкретной сети. Точка становится филиалом франшизы, вы будете получать свою прибыль за администрирование аптеки. Плюс способа в том, что вам предоставят и помещение, и оборудование.

Вы просто выкупаете это место и становитесь его администратором, но не можете решать основные задачи, касаемо заведения, менять направление развития и прочие моменты, затрагивающие концепцию всей сети аптек.

Оформляем бизнес

Конечно, лучше зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или ИП. Открыть аптеку в таком случае можно только имея диплом фармацевта или провизора. Конечно, есть вариант, открытия и без фармацевтического образования – это ОАО или ЗАО, но доверие к этим пунктам у клиентов будет меньше.

Официально вы можете открыть аптечное предприятие в качестве:

  • производственной аптеки;
  • производственной аптеки, с правом изготовления асептических средств;
  • аптеки готовых лекарств;
  • аптечного киоска или магазина;
  • аптечного пункта.

Для первых двух видов согласно требованиям нужно оформить регистрацию ОКВЭД «Производство медикаментов», для трех оставшихся 52.3, 52.31 – 33.

Больше всего возможностей у аптечной организации готовых лекарств, где разрешено отпускать медикаменты по рецептам. Только на базе аптеки можно создавать сеть пунктов, что важно для развивающейся в современной стране компании.

Собираем необходимые документы

Самый полный список документов содержится в «Положении о лицензировании фармакологической деятельности». Мы постараемся в общих чертах прояснить этот момент:

  1. Вам нужны документы для согласования с СЭС, которая выдаст разрешение и санпаспорт.
  2. Вам понадобится получить разрешение от пожарной службы.
  3. Также вам нужна лицензия на открытие торговли медицинскими препаратами.

Собирать все эти бумаги вам придется не меньше, чем полтора месяца, а иногда процесс затягивается на целый год. В странах СНГ эти правила практически идентичны, только сроки получения необходимых документов на руки разные, к примеру, в Беларуси на получение разрешения вы потратите даже еще большее количество времени, чем в РФ.

Организуем рентабельную торговлю

Чтобы повысить рентабельность аптечного бизнеса, нужно правильно организовать свою торговлю. Не важно, аптека у вас или пункт, вы можете либо выкладывать свой товар, как это делают супермаркеты или держать его за витриной подобно магазинам.

Здесь вам стоит ориентироваться на клиента: если ваше предприятие открывается в очень людном и густонаселенном месте, то метод выкладки сможет поднять ваши продажи на пару десятков процентов! Конечно, это требует особенной охраны, однако цель оправдывает средства, и это куда более прибыльно.

Навигация

Набираем подходящий персонал

Персонал набирается согласно определенным правилам:

  • Руководитель, являясь ИП, должен иметь возможность предоставить диплом провизора или фармацевта.
  • У него за плечами обязан быть трехлетний опыт работы в фармацевтике и сертификат, доказывающий, может ли ИП считаться специалистом.
  • Вместе с ним и штат аптеки обязан предоставить дипломы и стаж: для провизоров он равняется трем годам, для фармацевтов – пяти. Это касается тех, что принимает, отпускает, хранит и изготавливает лекарства.

Кроме этого, каждый из работников каждые пять лет будет проходить курсы, повышающие его квалификацию, в обязательном порядке.

Выбираем место

Чаще всего ваши клиенты посетят вас по пути домой или во время похода в магазин, реже – когда действительно появились внезапные проблемы со здоровьем.

Именно поэтому надо продумать такое место, которое будет находиться близко к большому количеству жилых домов и к остановке у автомобильных дорог для того, чтобы как можно большее количество людей заходило именно к вам, не стараясь отыскать более дешевое место для экономии.

Говоря о самом помещении, будет выгодным открыть аптеку в отдельно стоящем одноэтажном здании. Для помещений же внутри другого здания существуют специальные правила лицензирования: общая площадь — больше восьмидесяти кв. м, причем под торговый зал необходимо отводить две третьих площади, для администрации – 15 кв. м, для хозяйственных нужд – 2, остальное для подсобок.

Правила безопасности

СЭС и другие службы с самого начала предоставляют предпринимателям описание, каким обязано быть безопасное помещение под будущий бизнес:

  1. Прежде всего, это подключения к коммуникационным системам вроде водоканала, электропроводки и вентиляции с вытяжкой.
  2. В целом помещения аптечного предприятия обязаны составлять изолированный блок.
  3. Важно поставить датчики, контролирующие воздух, в местах хранения медикаментов.
  4. Комнаты обязаны оборудоваться сигнализацией, причем, как для пожара, так и для охраны.
  5. Проводя ремонт, необходимо убираться с помощью средств дезинфекции.
  6. На полу должна находиться плиточная кладка или линолеум со сваренными швами.
  7. Разные лекарства требуется хранить в разных подходящих им условиях, и везде должны царить стерильность и чистота.

Подводя итог, стоит дать совет арендовать чужое помещение, а не покупать. Небольшая ежемесячная строка затрат на аренду лучше, многочисленных трат на обустройство и ремонт помещения с голых стен.

Закупаем оборудование

Необходимы несколько стеллажей (выставляя товар открыто) либо несколько витрин (если держите его закрыто), шкафы, пара холодильников, сейфовая ячейка (если в вашем учреждении продаются наркосодержащие медикаменты), а также прилавок и кассы.

Конечно, вы не обойдетесь без хотя бы одного компьютера, в расчеты также стоит добавить мебель для кабинетов и мелкие вспомогательные приспособления. В общем и целом ваше оборудование обойдется вам в сумму около 5-8 тысяч долларов.

Зачем стоит установить ПО?

Мы очень советуем вам вместе с закупкой оборудования и мебели заказать специальное товарное программное обеспечение. ПО должно обеспечить вам помощь в оптимизации работы с товаром, сохраняя информацию о проданном и закупленном товаре, а также помогая работникам из вашего штата на кассе.

Заказать ПО можно через специальные фирмы, предлагающие лицензионные программы или индивидуальные заказы. Кстати, в последнем случае вы можете сами выбрать, что именно для вас важно в оптимизации работы: быстрое создание заказов на товар, экспресс-анализ эффективности аптечного бизнеса за какой-то срок или постоянное отслеживание сроков годности и тому подобное.

Скачать бизнес-планСкачайте бизнес-план аптеки, чтобы использовать его в качестве примера для составления собственного.

Откуда брать свой товар?

Сложностей с поиском поставщика обычно не бывает, ведь практически в каждом городе работает даже не один, а несколько дистрибьюторов, у которых вы можете заказывать разный товар.

Очень важно разобраться в рынке поставок. Максимально увеличить свою комплектацию лекарственных средств можно, обращая свое внимание на скидки, акции от дистрибьюторов на объемы какого-то товара.

Надо постоянно находиться в курсе главных новостей и предложений. Возможно, для получения наибольшей выгоды, вам придется начинать объединяться с другими небольшими точками для совместных закупок.

Если вы боитесь, что в России много недобросовестных людей, которые могут вас обмануть, а потому не хотите объединений, подумайте о том, как вы можете снизить конечную стоимость товара другим способом, иначе конкуренция вас поглотит.

К примеру, вы можете оказывать дополнительные услуги вроде измерения давления, консультации по поводу того, как получить какую-то медицинскую услугу, или продажа укомплектованной аптечки первой помощи. Говоря о сопутствующих товарах, стоит отметить памперсы, детское питание, контрацепция, средства женской гигиены и прочие похожие вещи.

Сколько в итоге будет потрачено?

Просмотрев все остальные важные пункты, мы можем подойти к самому главному: сколько же нужно денег, чтобы открыть свою аптеку?

Вот так выглядит примерный сценарий расходов средней аптеки в среднем городе, продающей наркотические медикаменты и имеющей небольшое производство.

  Строка расходов Сумма затрат, тыс. руб.
1 Первоначальная аренда за два месяца 100-300
2 Ремонт (возможный) 210
3 Оборудование для торговли стандартного образца 520
4 Холодильники 28
5 Касса 12
6 Производственное оборудование (форма, канцелярия и т. д.) 70
7 Правовая строка расхода (документы) 10
8 Маркетинговая кампания 60
9 Вывеска 30
10 Запас на непредвиденные расходы 50
11 Товар на первый месяц 100
12 Зарплата сотрудников 30 х 2
Итого: 1040-1450
Что важно, для других стран СНГ эта цена будет значительно отличаться: к примеру, в Казахстане такой же набор закупаемого будет равняться примерно двум с половиной миллионам сом, что будет равно около 2,1 миллионов рублей, что значительно выше стоимости в РФ.

Видео: сколько стоит открыть аптеку?

Какова окупаемость?

По сценарию образца из предыдущего пункта мы получим, что в первый месяц прибыль будет равняться примерно 100 тысячам рублей.

С каждым месяцем она будет расти, и в последующие несколько месяцев мы получаем среднюю ежемесячную прибыль около 150 тысяч рублей с учетом периодических расходов. Таким образом, можно говорить о том, что полноценная окупаемость начального капитала наступит примерно через год-полтора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг:
12345
Loading...
Добавить свой комментарий
Ваше имя
Ваш e-mail
Ваше сообщение

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.