Перспективной и интересной оказывается идея создания мини-гостиницы как бизнеса. Вкратце опишем, как открыть такое заведение, его рентабельность и отзывы успешных предпринимателей в этом деле.
Вполне возможно, что в ваш город приезжают люди с самыми разными интересами – туристы для отдыха, ради развлечений или на экскурсии, семьи с детьми, студенты, бизнесмены для решения деловых вопросов или просто в командировку. И для большинства из них гораздо удобнее и комфортнее жить в комнате частного отеля, чем оплачивать дорогостоящие гостиницы высокого класса или ютиться с непонятными людьми в хостеле.
Подготовительные мероприятия
Прежде чем начинать дело, нужно тщательно изучить рынок, проанализировать потребности потенциальных клиентов и выявить конкурентов. Для успешного бизнеса следует определиться с портретом своего основного потребителя и уже от этого отталкиваться в дальнейших планах.
Приблизительно рассчитайте, каков доход вашего потенциального клиента, возраст, его основные потребности и увлечения. Так, вы сориентируетесь, сколько он готов заплатить и на что можно ориентироваться в продумывании дополнительных услуг. Все это определит вашу будущую стратегию по развитию бизнеса.
Важно изучить и конкурентов. Не стоит открывать мини-гостиницу рядом с несколькими подобными заведениями в том же районе. Если в вашем городе уже слишком много отелей самого разного уровня, то еще один вряд ли себя оправдает.
Присмотритесь, какими плюсами и минусами обладают уже готовые проекты в округе. Нужно учитывать их номерной фонд, ценовой диапазон, различные услуги, которые предлагаются, есть ли возможность перекусить на месте или приготовить еду самостоятельно. Вся эта информация важна для создания бизнеса.
Здесь можно скачать бесплатно бизнес-план мини отеля в качестве образца.
Официальная регистрация
Написав бизнес-план мини-гостиницы с расчетами, стоит заняться различными юридическими вопросами:
- Зарегистрироваться как ИП или ООО. Вторая форма для ведения гостиничного бизнеса более предпочтительна.
- Определиться с системой налогообложения. Старайтесь выбирать льготные условия и упрощенные схемы среди доступных.
- Обязательно согласуйте свою деятельность с Роспотребнадзором, СЭС и пожарной инстанцией.
- Если вы хотите перепланировать жилые квартиры в частном доме под небольшой отель, тогда придется еще решить вопросы перепланировки и инженерных дополнений с БТИ.
- Для повышения доверия клиентов желательно сделать добровольную сертификацию в Роспромтесте.
- При наличии кухни, бара, общепита в пределах отеля потребуются дополнительные разрешения и документация. А при продаже алкогольных напитков нужна соответствующая лицензия.
Выбор помещения и требования к нему
Организовать мини-гостиницу как бизнес – довольно удачная идея в наши дни. Но чтобы она стала прибыльной и окупилась в короткие сроки, требуется продумать все детали. С чего начать? С выбора подходящего здания. Отель такого формата предполагает наличие 8, 10, 15, 20 номеров. Но никак не больше 30.
Предугадывая рентабельность и будущие доходы важно уделить внимание тому, будет ли здание гостиницы вашим или же вы снимете дом в аренду:
- При постройке своего отеля или при переоборудовании готового здания в вашей собственности появляется основное преимущество – вы потратитесь на его обустройство только один раз, а потом вся прибыль от бизнеса становится вашим чистым доходом. Но это потребует больших финансовых вложений на старте.
- Если же арендовать помещение у посторонних лиц, то это сопряжено со множеством рисков. В любой момент владелец может поменяться и прервать с вами договор. Не всегда арендодатели дают разрешение на перепланировку под ваших потребности. Стоимость ежемесячной оплаты очень велика и будет «съедать» основную прибыль от заведения. При всех усилиях и вложениях здание останется чужим.
Для успешного гостиничного бизнеса не менее важно и стратегическое расположение здания. Желательно, чтобы оно находилось вблизи:
- Вокзалов.
- Аэропортов.
- Автобусных станций.
- Метро.
- Дорожной развязки.
- Интересных достопримечательностей.
- Бизнес-центров.
- У моря.
Если рядом с отелем есть возможность парковки и выбор общепитов разной категории, то это только увеличивает его привлекательность для клиентов.
Обустройство номеров
Чтобы у различных государственных контролирующих служб не было к вам претензий следует оборудовать помещение согласно определенным стандартам и требованиям:
- наличие горячей и холодной воды;
- постоянное электроснабжение;
- поддержание температуры в номерах не меньше 18,5°;
- хорошая вентиляция всех помещений;
- телевизор;
- телефонная связь;
- канализация или локальные очистительные сооружения;
- санузлы и душевые кабины в каждом номере или хотя бы один на 10 человек;
- продуманные отдельные места для стирки, глажки, кухни, подсобных помещений;
- зона для приема и отдыха посетителей.
В каждом из них обязательно по ГОСТу требуется установить минимум мебели:
- Стол.
- Стулья.
- Тумбочка.
- Спальное место.
- Платяной шкаф.
- Светильник.
- Зеркало.
- Ковровое покрытие.
- Постельные принадлежности.
- Занавески на окнах.
- Полотенца и набор моющих средств.
- Дверной замок.
Часто такие гостиницы предлагают и наличие сейфа в номерах или у администратора. И одно из современных требований, не указанных в документации, но которое значительно повышает привлекательность отеля для клиентов – наличие wi-fi на его территории.
Для обеспечения удобства и комфортного проживания можно предложить такую схему распределения номеров:
- Комнаты «Люкс» в количестве трех штук – с евроремонтом высокого качества, наличием отдельных санузлов, мини-кухней, необходимой мебелью и бытовой техникой.
- Простые номера, к примеру, 7 штук с односпальными кроватями и 6 с двуспальными.
- 4 отдельных комнаты желательно выделить под одноместное проживание.
Персонал
Очевидно, что самостоятельно справиться с гостиничной нагрузкой, обслуживанием и приемом клиентов в круглосуточном режиме невозможно. Для этого потребуется минимальный штат сотрудников:
- Администраторы – 2-3 человека.
- Бухгалтер для ведения финансовой и налоговой отчетности.
- Менеджер для работы с компьютерными системами.
- Горничные – 3 человека.
- Уборщицы.
- Охранники.
- При наличии кухни – повар.
- Для бара – бармен и т. д.
Важные мелочи
Непосредственно перед самым открытием проверьте еще раз все ли у вас на надлежащем уровне:
- для посетителей заготовлена питьевая вода в нужном количестве;
- вся мебель стоит на своем месте;
- коммуникации работают;
- установлена противопожарная система;
- обеспечена регулярная уборка помещений, стирка постельного белья и полотенец;
- тщательно продумано хранение всего инвентаря;
- прилегающие территории чисты и аккуратны;
- организована утилизация отходов и защита от грызунов и насекомых.
Основные и дополнительные услуги
Когда с официальными вопросами и требованиями закончено, можно обратить внимание и на другие нюансы. Туристы при выборе мини-отеля принимают решение, ориентируясь не только на ценовую политику и место расположения. Часто важным критерием становится наличие разных услуг и возможностей, развлечений, доступности транспорта и пр.
Перечислим основные пожелания гостей:
- Регулярная уборка номеров, смена постельного белья и полотенец.
- Побудка по требованию постояльца в нужное время.
- Наличие принадлежностей для глажки.
- Прием корреспонденции.
- Вызов скорой помощи или врача при необходимости.
- Сейф для хранения ценностей или бумаг.
- Доступ к компьютеру, ноутбуку, интернету, факсу.
- Такси или трансфер.
К необязательным услугам, которые увеличат привлекательность именно вашей гостиницы, относятся:
- бильярд;
- бассейн;
- мини-бар;
- детская комната;
- сауна или баня;
- тренажерный зал;
- кухня для приготовления еды самостоятельно или небольшое кафе, столовая;
- парковка на территории отеля и многое другое.
Первоначальные вложения
В зависимости от наличия здания в вашей собственности, решения построить новый отель, необходимости ремонтных работ, предоставляемых услуг и количества номеров, окончательная сумма взносов на старте такого бизнеса будет отличаться. Приведем средние показатели.
Обустройство здания и территории | Стоимость, в руб. | |
1 | Проектные работы и оформление разрешений на строительство | 1 000 000 |
2 | Постройка отеля и декоративный ремонт | 10 000 000 |
3 | Благоустройство окружающей территории, создание парковки | 1 000 000 |
4 | Мебель, оборудование и техника | 5 000 000 |
5 | Прочее | 1 000 000 |
Итого: | 18 000 000 |
Также важно внести в расчеты и ежегодные отчисления на содержание отеля.
Статьи расходов | Стоимость, в руб. | |
1 | Налоги и заработная плата сотрудникам | 2 500 000 |
2 | Коммунальные услуги и различные материалы | 1 500 000 |
3 | Непредвиденные затраты | 500 000 |
Итого: | 4 500 000 |
Рентабельность
Один из главных моментов окупаемости бизнеса является ценовой диапазон на номера и услуги. Если ваш мини-отель рассчитан на поток туристов со средним доходом, то идеальная стоимость комнаты колеблется в пределах 1000 рублей за ночь.
При постоянной и полной загрузке гостиницы круглый год можно рассчитывать на прибыль 7 500 000 рублей за 12 месяцев. Хотя эта цифра чаще оказывается на 10-20% ниже, так как обеспечить такую наполняемость номеров довольно сложно.
Также в расчет следует принимать и доходность дополнительных услуг – бара, тренажерного зала, кафетерия и пр. При указанных выше затратах чистая годовая прибыль составит около 3 млн. рублей. Если здание, занимаемое под отель, является вашей собственностью, то таковым окажется чистый доход. При аренде придется половину этой суммы отдавать, что значительно снизит прибыль.
Реклама
Очевидно, что весь заработок будет зависеть от наличия постояльцев и их количества. Продумав грамотный маркетинг, можно значительно сэкономить расходы на рекламу, но обеспечить хороший поток клиентов. Это сделать достаточно просто:
- Воспользуйтесь интернетом – зарегистрируйте ваш мини-отель во всех популярных системах онлайн-бронирования (например, Oktogo, Booking).
- Создайте рекламу на порталах недвижимости, социальных сетях и тематических форумах.
- Расклейте обычные объявления на вокзалах и в аэропортах.
- Прорекламируйте свой отель через местные СМИ.
Одним из лучших маркетинговых ходов окажется высокое качество обслуживания, приятная атмосфера и удобство номеров. Ваши первые клиенты посоветуют отель своим знакомым и по принципу «сарафанного радио» распространят информацию о нем совершенно бесплатно.
Видео: как открыть свой отель?
Отзывы владельцев
«Начиная в этом бизнесе, хотел значительно сэкономить и допустил ошибку, закупив недорогую мебель и технику. Но это не оправдало моих надежд. Восстанавливать репутацию пришлось довольно долго, что потянуло за собой дополнительные траты. Лучше сразу все делать качественно» – Олег.
«Я начинала со сдачи частной квартиры в аренду на сутки. Потом докупила соседние помещения и перепланировала их в небольшой отель на 4 номера. Теперь думаю о смене здания на более просторное и подходящее. Лучшей стратегией считаю постепенное развитие» – Ирина.
«Долго работал в гостиничном бизнесе крупных форматов. Но мне понравилась идея более уютного временного жилья для приезжих. Я приобрел частный дом за городом и создал комфортный мини-отель семейного типа. Бизнес окупился за четыре года и уже приносит чистую прибыль» – Андрей.