Одним из самых современных и перспективных направлений является ландшафтный дизайн. Расскажем о том, как составить бизнес-план, с чего начать и просчитаем рентабельность проекта по общим меркам. Ведь услуги подобных фирм все чаще пользуются спросом, а клиентами оказываются состоятельные люди.
При наличии специальных знаний, творческой натуры и организаторских способностей предприниматель может реализовать себя в сфере дизайна. И сегодня как никогда раньше популярным стало оформление участков частных домов. Владельцы коттеджей все чаще понимают, что в данном деле нужны профессионалы, которые смогут даже из сухой и каменистой местности создать красивейший сад.
Актуальность проекта
Ландшафтный дизайн считается относительно новым направлением бизнеса в нашей стране. Хотя первые подобные фирмы стали появляться еще лет 10-15 назад. Но на сегодняшний момент рынок считается не полностью насыщенным, так что уровень конкуренции относительно невысокий.
Основными преимуществами для начинающих предпринимателей являются:
- Стартовые вложения хоть и оказываются крупными, но достаточно быстро окупаются.
- Если обратить внимание на регионы, где происходит застройка коттеджных участков, то можно заключить весьма выгодные и прибыльные договоры с владельцами.
- Доступно стать ландшафтным дизайнером без образования хоть это и потребует самостоятельного обучения отдельным хитростям и секретам, но главное в данном деле – творческое начало и врожденный талант.
С чего начать?
Если вы решили построить бизнес на ландшафтном дизайне, тогда придется зарегистрироваться в налоговой службе. Форма деятельности может быть разной:
- ИП – индивидуальное предпринимательство, больше подходит для тех, кто ориентируется на заказы от частных лиц. В таком случае государственная пошлина окажется невысокой, а сроки оформления не займут больше недели.
- ООО (общество с ограниченной ответственностью) или другая разновидность юридического лица – предполагает более сложную бухгалтерскую отчетность, высокие стартовые взносы и некоторые сложности при регистрации. Зато в результате вы сможете обслуживать корпоративных клиентов и выполнять задания от городской администрации.
Схема налогообложения может быть как единой, так и упрощенной. Лучше заранее просчитать, что именно окажется более выгодным в вашем случае. Никаких особых лицензий, разрешений и сертификатов от вас не потребуется.
Рабочий процесс
В зависимости от особенностей участка, географических нюансов и самого заказа клиента все действия будут отличаться. Но основной алгоритм работы ландшафтного дизайнера состоит в следующем:
- Выезд на объект, подробное изучение местности, рельефа, химического состава почвы, фотографирование и т. д. Нужно и внимательно выслушать заказчика, который выскажет все свои пожелания и требования к окончательному результату.
- Дальше с помощь дизайнеров, флористов, дендрологов и других узкопрофильных специалистов составляются чертежи, макеты, 3D-проект на компьютере и т. д. Подробно рассчитывается возможность создать тот или иной объект, его более удачное место расположения, сочетание всех элементов между собой.
- Демонстрация схемы клиенту, уточнение и коррекция окончательного заказа, внесение поправок.
Лишь после такой предварительной подготовки можно приступать к выполнению основных действий. Для этого приглашаются субподрядчики, нанятые работники или смежные специалисты. У каждого из них в зависимости от поставленных задач будут свои функции и обязанности.
Ориентируясь на собственные предпочтения и популярность тех или иных направлений в регионе можно сосредоточиться на каких-либо отдельных видах работ. Но в общих чертах ландшафтный дизайн подразумевает целый перечень услуг:
- Озеленение, посадка деревьев, кустов, создание газона и регулярный уход за растениями.
- Прокладывание декоративных садовых дорожек, площадок.
- Установка бассейнов, фонтанов, прудов, оросительной системы и прочего водного оснащения.
- Сооружение оград и заборов.
- Создание «альпийских горок».
- Освещение участка.
- Обустройство детских площадок, зон отдыха, установка скамеек, мостиков и других элементов ландшафтного дизайна.
- Доставка плодородного грунта.
- Уборка и вывоз мусора.
- Борьба с сорняками.
Чтобы результат в каждом из случаев получился такой, как требуется, нужно учитывать множество факторов – погодные условия и климат местности, солнечную и теневую стороны участка, защищенность от ветра, наличие преград в виде искусственных или природных объектов, размеры свободной площади, существующие неровности и наклоны территории, химический состав почвы, глубину грунтовых вод и пр.
Офис
Некоторые начинающие предприниматели считают, что на аренде помещения можно сэкономить и совершают все общение с клиентом на его территории. Но наличие собственного офиса, грамотно оформленного и обставленного, создаст хорошее впечатление. Кроме того, здесь намного удобнее выполнять всю подготовительную работу, решать организационные вопросы и не стыдно принимать клиентов любого уровня.
Место расположения здания не играет особой роли. Хотя намного солиднее выглядит офис в центре города. Уделите внимание интерьеру. Выбирайте просторный и светлый кабинет, а ремонт сделайте со вкусом, чтобы продемонстрировать собственные умения и навыки дизайна. Хорошим тоном считается размещение лучших работ из портфолио в виде фотографий на стенах офиса.
Оборудование
В зависимости от поставленных задач каждый раз нужны будут различные инструменты и материалы для достижения результата. Но для обустройства приусадебных участков обязательно наличие такого инвентаря, как:
- лопаты;
- грабли;
- отвертки;
- садовые ножницы;
- газонокосилка;
- ножовки;
- стамески;
- электропила;
- электрорубанок;
- секатор и пр.
Можно запастись или закупать по мере необходимости декоративные элементы и материалы для создания «живой изгороди», альпийских горок, дорожек, фонтанов, бассейнов и т. д. Но гораздо выгоднее заказывать каждый из элементов специальным фирмам и субподрядчикам только при потребности.
Обратите внимание, что для высадки сада, клумб, кустов нужно располагать доступом к «зеленым» хозяйствам или самостоятельно выращивать различные цветы, саженцы деревьев и пр.
Не забудьте обустроить и сам офис. Для этого понадобится простая мебель для сотрудников и оргтехника. Поскольку в современных условиях гораздо удобнее и правильнее для моделирования результата дизайнерского замысла использовать специальные 3D-программы, то позаботьтесь и об установке профессионального и лицензионного ПО на рабочие компьютеры.
Персонал
Продумать ландшафтный дизайн и общаться с клиентом можно и самостоятельно. Но при совершении работ на месте придется нанять достаточное количество помощников разных специальностей или же тесно сотрудничать с другими фирмами – архитектурными бюро, строительными компаниями, садовниками и флористами и т. д.
Чтобы выполнять работу в оговоренные сроки и ни от кого не зависеть, желательно нанять собственный штат сотрудников. Как минимум это будет 4-5 человек разнорабочих, умеющих выполнять строительные и подготовительные работы, выкладывать дорожки, устанавливать заборы и пр.
Для обеспечения более грамотного подхода и предоставления широкого спектра услуг нужно найти еще и геодезиста, дендролога, флориста, садовника, проектировщика или инженера, специалистов по установке водных элементов, электриков, плотников, столяров. Также наймите бухгалтера, который сможет вести финансовые отчеты и составлять смету выполненных работ для каждого заказчика.
Поскольку данное направление характеризуется сезонностью, нужно подумать о том, каким образом организовать межсезонье. Простых работников имеет смысл нанимать лишь на активный период заказов. Если в штате есть важные специалисты, такие как дизайнер, флорист, от которых во многом зависит сам успех бизнеса, тогда следует даже в период отсутствия работы выплачивать им оговоренную ставку.
Как найти клиентов?
Если вы только начинаете свою деятельность в направлении ландшафтного дизайна, тогда придется хорошо продумать всю маркетинговую стратегию для привлечения первых заказчиков. Так, начните с того, чтобы удачно назвать фирму и придумать звучный и лаконичный лозунг компании.
При открытии нужно задействовать все доступные ресурсы:
- Создать сайт с портфолио из выполненных готовых проектов.
- Разместить объявления в печатных изданиях и на телевидении.
- Заказать статью в специализированном журнале для описания собственной компании.
- Раздавайте листовки и визитки не только знакомым, но и прохожим на многолюдных улицах, оставляйте их в местах, где работают или отдыхают ваши потенциальные клиенты.
- Установите рекламные баннеры вдоль трассы, ведущей к новым коттеджным и дачным поселкам в районе.
- Создайте группы в социальных сетях и займитесь вирусной или контекстной рекламой.
- Общайтесь с людьми на специализированных форумах и давайте бесплатные консультации.
Всю потенциальную аудиторию можно разделить на три основные группы:
- Частные заказчики, которые желают обустроить собственный загородный участок.
- Корпоративные клиенты и предприниматели.
- Административные учреждения, планирующие и контролирующие оформление городских клумб и парковых зон.
Если заключить долгосрочные договоры с постоянными крупными клиентами, тогда не придется переживать из-за поиска единичных частных заказов. Также сотрудничество с такими компаниями обеспечит вашей фирме хорошую репутацию.
Риски
Прежде чем решиться на серьезный шаг и оформить компанию по ландшафтному дизайну следует трезво оценить собственные силы и существующие сложности:
- Сезонность – заказы на обустройство участков поступают лишь в теплый период года и выполнить их доступно только в это время. Чтобы не остаться без заработка в зимние месяцы можно попробовать сочетать несколько направлений и видов деятельности. Например, расчищать снег, создавать ледяные скульптуры или заняться зимними развлечениями.
- Высокая конкуренция – в некоторых городах ощущается особо остро. Чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов нужно грамотно подойти к вопросу ценообразования. Так, большинство существующих организаций сосредоточены лишь на дорогостоящем сегменте и солидных заказчиках. Но множество желающих обустроить свой участок относится к среднему классу. Поэтому стоит занять данную нишу, установив умеренные расценки.
- При низком потоке заказов следует тщательно анализировать свою деятельность и привлекать специалистов-маркетологов для продвижения фирмы на рынке.
- Экономические и политические кризисы существенно влияют на финансовые возможности клиентов. Поэтому иногда имеет смысл немного снижать стоимость своих услуг или предлагать рассрочку.
- При сотрудничестве с субподрядчиками можно столкнуться с несвоевременным выполнением работ и нарушением сроков. Чтобы избежать подобного или каким-либо образом застраховаться от риска, нужно изначально грамотно составить договор, где в деталях прописываются штрафные санкции. Если же такие случаи становятся систематическими, имеет смысл найти собственную бригаду разнорабочих или другую фирму для выполнения определенных видов работ.
- В наше время нередко случается и так, что материалы, которые используются для обустройства участка и создания декоративных элементов, резко дорожают. Тогда нужно переходить на какие-либо доступные по цене аналоги, но строго следите за тем, чтобы от этого не страдало качество. Иногда лучше поднять цену на предоставляемые услуги, чем потерять репутацию хорошего исполнителя.
- Одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются ландшафтные дизайнеры – окончательный результат работы во многом зависит от внешних неуправляемых факторов. Довольно сложно предусмотреть, как поведет себя грунт, какая будет погода в летний период и прочие мелочи. Для этого следует постоянно повышать свою квалификацию, удерживать в голове множество нюансов и умело сочетать между собой все элементы оформления.
Здесь можно скачать бесплатно бизнес-план компании ландшафтного дизайна в качестве образца.
Рентабельность
Если решение об открытии собственной фирмы принято, тогда начните с составления бизнес-плана с расчетами. Это даст гарантию того, что вы четко представляете свои действия и планомерно двигаетесь к цели. Также он поможет сориентироваться в том, какой суммой необходимо располагать для запуска проекта.
Капитальные инвестиции | Цена, в рублях | |
1 | Ремонт офиса | 20 000 |
2 | Мебель | 95 000 |
3 | Оргтехника и ПО | 100 000 |
4 | Садовый инвентарь | 28 000 |
5 | Автомобиль | 570 000 |
6 | Создание сайта и реклама | 57 000 |
7 | Регистрация фирмы | 20 000 |
8 | Расходные материалы | 70 000 |
Итого: | 960 000 |
Помимо этого, каждый месяц придется оплачивать другие статьи расходов:
Регулярные затраты | Сумма, в рублях | |
1 | Аренда помещения | 40 000 |
2 | Рекламная кампания | 10 000 |
3 | Коммунальные услуги | 10 000 |
4 | Транспортные расходы | 10 000 |
5 | Заработная плата | 230 000 |
6 | Налоги | 40 000 |
Итого: | 340 000 |
Если же говорить об окупаемости проекта, то здесь цифры будут серьезно различаться в зависимости от количества и сложности заказов. По среднестатистическим данным, обычный чек в подобных фирмах составляет около 300 000 рублей. То есть, даже если вы сможете выполнять небольшое количество заказов, уже на протяжении первых нескольких месяцев получится вернуть все инвестиции.
Видео: ландшафтный дизайн – бизнес-идея.
Отзывы
Лариса:
«Всегда нравилось заниматься цветами, высаживала клумбы. Как-то само собой получилось так, что знакомые стали просить высадить для них красивые растения. Потом один предприниматель взял в партнеры в фирму по ландшафтному дизайну. Немного обучившись и другим хитростям, теперь создаю красоту у клиентов на участке. И это приносит очень хороший доход».
Вадим:
«Если нет большого стартового капитала, тогда можно просто заключить договоры с другими фирмами и выполнять лишь контроль всех этапов. А при наличии собственных навыков и умений в ландшафтном дизайне не придется переплачивать на зарплате специалистам».
Валентина:
«Чтобы бизнес оказался действительно рентабельным и приносил доход круглый год нужно предоставлять услуги по уходу за клумбами, газоном, кустами, уборку мусора и чистку бассейнов. Ведь многие фирмы лишь делают дизайн и уходят дальше. А клиенту нужна постоянная помощь по присмотру за участком».