Чай входит в список наиболее потребляемых продуктов в России, а значит, для начинающего бизнесмена открыт многомиллионный рынок сбыта. Производство чая – выгоден ли чайный бизнес или нет, какова технология изготовления чая и необходимое для этого оборудование.
Разновидности чая
Чай распространился по всему миру из Китая, где изначально использовался как лекарственное средство. Сейчас множество стран и областей занимаются собственным производством чая, которому присваивают их наименование — китайский, индийский, цейлонский, японский, индокитайский, африканский.
Все виды чаев производят из листьев чайного куста, различаются они по степени обработки:
- Черный чай проходит длительный процесс ферментации.
- Зеленый чай не проходит ферментацию либо проходит краткосрочно.
- Белый чай готовят из нераспустившихся почек (типсов) и молодых листьев, завяливают и сушат.
- Желтый чай готовят как зеленый, до этапа сушки томят в закрытом резервуаре.
- Улун проходит ферментацию в течение 2-3 дней, приобретает специфический вкус и аромат.
- Пу-эр – зеленый ферментированный чай с длительной выдержкой.
В зависимости от дальнейшей обработки, чаи бывают:
- Байховые – традиционные листовые.
- Прессованные – в брикетах, пластинах, таблетках.
- Гранулированные – измельчаются на специальном оборудовании.
- Экстрагированные – быстрорастворимые чаи в виде жидкого экстракта или порошка.
- Пакетированные – кроме чая в пакетиках, выпускают также продукцию в стиках и капсулах.
- Ароматизированные – в чай добавляются измельченные добавки или листья хранятся рядом с ароматизатором и пропитываются его запахом. Наиболее популярные — жасминовый, бергамотовый, лимонный, мятный.
Чай употребляют в основном как напиток, в горячем и холодном виде. Реже — в качестве приправы и салата. Из листьев также получают кофеин, витамин Р, красители, а из семян — масло.
Технология изготовления
Наибольшей популярностью пользуются две разновидности чая — черный и зеленый. Хотя для производства используется одно и то же сырье, дальнейшая обработка имеет различия. Первые два этапа производства чая любого вида — это выращивание и сбор.
Мировыми лидерами по выращиванию чайного куста являются Китай, Индия, Африка, Шри-Ланка. Растение требовательно к условиям жизни, ему требуется очень теплый и влажный климат на склонах гор, чтобы корни не перестаивали в воде. В тропиках собирают по 4 урожая в год. На территории РФ чай растет в южной части Краснодарского края, где климат считается субтропическим.
Изготовление черного чая
Для получения ароматного напитка чайные листья подвергаются следующим стадиям обработки:
- Вяление.
- Скручивание.
- Ферментация.
- Сушка.
- Сортировка.
- Ароматизация.
- Расфасовка.
Для удаления избытка влаги из чайных листьев и придания гибкости, их подвергают завяливанию — просушке на свежем воздухе (в тени или на солнце), в помещении или в сушильных аппаратах. Время выдержки колеблется от 4 часов при использовании оборудования, до 24 часов в естественных условиях. Длительность этого этапа также зависит от исходного микроклимата и производимого вида чая. В разных регионах усушку доводят до 40-50%.
На открытом воздухе чайные листья раскладывают на больших противнях или сетках слоем около 12 см, регулярно встряхивают для просушки всей массы, продувают с помощью специального оборудования. Нормальные условия для завяливания – при температуре +24-25°С и влажности 60-70%.
На этапе скручивания происходит нарушение целостности чайных листьев, они становятся похожи на привычный чай. При этом выжимается сок, и запускается процесс ферментации. Для производства дорогих элитных сортов применяют ручное скручивание, чай качеством пониже скручивают в роллерах.
Промышленный метод использует оборудование СТС (дробление, разрывание, закручивание) для выпуска гранулированного чая. Чем выше степень скручивания, тем крепче получится заварка.
Технология скручивания листа для получения байхового чая проходит в 3 этапа, по 45 минут каждый, при влажности 96-98% и температуре +22-26°С. Между ними сырье разделяют по сортам.
Сырье раскладывают слоями в 10 см на алюминиевых листах. Когда окраска листьев приобретет темный оттенок и появится чайный аромат, процесс останавливают высокими температурами.
На этапе сушки останавливаются процессы ферментации, закрепляются приобретенные цветовые, ароматические и вкусовые качества чая, удаляется вся оставшаяся жидкость. Заводы по изготовлению байхового чая используют оборудование, которое работает при температуре около 100°С по 15-20 минут, и высушивание проводится до уровня влажности 2-5%. Важно быстро остудить массу после окончания нагрева, чтобы не пережарить чай.
Полученную сухую чайную массу необходимо рассортировать по размеру и качеству составляющих. На промышленных фабриках это делается с помощью различных сит и на выходе получается:
- цельнолистовой чай;
- ломаный чай;
- высевки;
- крошка.
На крупной чайной фабрике технологический процесс на этом останавливается, оптовые партии чая отправляются на фасовочные предприятия. Там чай могут ароматизировать, купажировать и дополнительно сортировать. Затем происходит упаковка в различную по форме и весу тару и реализация в торговую сеть.
Изготовление зеленого чая
Основное различие в способах производства черного и зеленого чая состоит в степени окисления листьев. Для получения черного чая проводится полная ферментация, производство зеленого чая не включает стадию окисления, или ферментация проводится частично. В результате в зеленом чае сохраняется больше полезных веществ в первоначальном виде.
Технология производства чая:
- Пропаривание.
- Подсушка.
- Выдержка.
- Скручивание.
- Сушка.
- Сортировка.
- Упаковка.
Пропаривание осуществляется в духовых шкафах при 95-100°С в течение 2,5-3 минут. Затем сырье помещают в сушки, где в течение 15 минут испаряется около 40% влаги при 90-95°С. Подготовленные таким образом листья скручивают на роллерах один или два раза в течение 70-80 минут.
Затем чайные листья поступают на сушку таким же образом, как высушивают черный чай, с получением полуфабриката зеленой окраски и влажностью 3-5%. После этого проводится сортировка, купажирование, ароматизация и упаковка.
Другие виды
Желтый и красный чаи являются чем-то средним между черным и зеленым. Их получают либо купажированием, либо отдельными производственными циклами.
Оборудование для производства
Кроме плантаций для произрастания чайных кустов, для производства чая в промышленных масштабах необходимо следующее оборудование:
- сушилки;
- смесители;
- дробилки;
- прессы;
- машины для скручивания;
- сита с разными размерами ячеек;
- емкости для купажирования;
- развесное оборудование;
- оборудование для упаковки.
В продаже существуют готовые производственно-упаковочные линии байхового и пакетированного чая.
Скачайте бесплатно образец бизнес-плана производства чая.
Советы бизнесменам
В России из-за преобладания холодного климата выращивание чая возможно только на юге Краснодарского края. Там эта отрасль получает государственную поддержку. Однако для определения, выгодно или нет делать бизнес на чае, нужно составить бизнес-план и просчитать все риски.
Контрактное производство чая подразумевает выпуск продукции по заказу сторонних организаций. Для этого нужно установить нужное оборудование, получить разрешения, закупить чайный полуфабрикат у производителей. Заказчиками могут выступать торговые предприятия, которые размещают заказы на фасовку чая под собственной торговой маркой.
Открытие чайного магазина – наименее затратный проект как в финансовом, так и в организационном аспекте. Но в торговой сфере большую конкуренцию составляют супермаркеты, рынки и кафе.
Мини-завод
Как открыть чайный бизнес с нуля? Прежде всего необходимо:
- Зарегистрировать предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью, чтобы можно было привлечь дополнительный капитал.
- Стать на учет в налоговых органах.
- Получить разрешение на ведение деятельности.
- Оформить декларацию соответствия на товар.
Производственная линия занимает много места, поэтому для размещения оборудования, складов и административного отдела потребуется площадь около 100 кв. м. Коммуникации, отопление, электричество, водопровод должны быть в исправном состоянии, соответствовать нормам СЭС и пожарного надзора.
Выбор фасовочного оборудования достаточно большой, можно приобрести новую линию или бывшую в употреблении. Технические характеристики позволяют выпускать около 60 тыс. упаковок чая в месяц, в минуту расфасовывается 1000 пакетиков.
На производстве чая работают 3-4 оператора, начальник смены, технолог. Для обслуживания механизмов нужен механик и разнорабочий. Складской учет ведут кладовщик и бухгалтер, закупкой сырья и сбытом продукции занимается менеджер. Всего для работы мини-завода потребуется 9-10 человек.
Калькуляция расходов на запуск проекта:
№ | Наименование расходов | Сумма, руб. |
1 | Регистрация и разрешения | 100 000 |
2 | Аренда помещения (за 2 месяца) | 400 000 |
3 | Ремонт | 200 000 |
4 | Оборудование | 1 500 000 |
5 | Сырье и упаковка | 100 000 |
6 | Реклама | 200 000 |
7 | Прочие расходы | 500 000 |
Итого | 3 000 000 |
Планирование ежемесячных доходов:
№ | Наименование доходов | Сумма, руб. |
1 | Реализация пакетированного чая | 700 000 |
2 | Реализация байхового чая | 500 000 |
Итого | 1 200 000 |
Постоянные расходы на аренду, коммунальные платежи, зарплату, закупку сырья и ремонт техники составляют примерно 80% валового оборота. Расчетный срок окупаемости вложений — чуть больше года. С такими показателями фабрика может стать прибыльным предприятием.
Видео: производство пакетированного чая.
Чайный магазин
Первое, что нужно для начала торговли чаем — это найти помещение в удачном месте, на пересечении транспортных потоков, вблизи крупных торгово-развлекательных центров. Такое расположение обеспечит посещаемость магазина и стабильный товарооборот.
Из оборудования понадобятся витрины, полки, весы, кассовой аппарат. Для торговли развесным чаем нужны пакетики, баночки, шпагат, скотч, ножницы, ложечки.
Отличительной особенностью чайных лавок является высокое качество продукции и большой ассортимент, рассчитанные на привлечение постоянных покупателей.
Судя по отзывам предпринимателей, чайный бизнес имеет массу плюсов:
- Для открытия не требуется много денег.
- Для хранения чая не требуется особых условий, он не относится к скоропортящимся продуктам.
- Чай покупают вне зависимости от времени года.
- Можно расширять ассортимент за счет кофе, сувенирной продукции, сладостей, посуды.
На открытие небольшой торговой точки нужно потратить около полумиллиона рублей, которые окупятся в течение года.
1 комментарий
Я тоже считаю это не плохой идеей. Ведь конкуренция в данном бизнесе совсем не велика и в основном это какие то кафешки, либо рыночные прилавки или просто супермаркеты. Главное в этом деле будет – составить грамотный. хорошо просчитанный бизнес-план!