Домой Идеи бизнесаПроизводство Идея для бизнеса № 148: насколько выгодно производство чая?

Идея для бизнеса № 148: насколько выгодно производство чая?

Автор: biznesadmin
1 комментарий

Чай входит в список наиболее потребляемых продуктов в России, а значит, для начинающего бизнесмена открыт многомиллионный рынок сбыта. Производство чая – выгоден ли чайный бизнес или нет, какова технология изготовления чая и необходимое для этого оборудование.

Чай распространился по всему миру из Китая, где изначально использовался как лекарственное средство. Сейчас множество стран и областей занимаются собственным производством чая, которому присваивают их наименование — китайский, индийский, цейлонский, японский, индокитайский, африканский.

Все виды чаев производят из листьев чайного куста, различаются они по степени обработки:

  1. Черный чай проходит длительный процесс ферментации.
  2. Зеленый чай не проходит ферментацию либо проходит краткосрочно.
  3. Белый чай готовят из нераспустившихся почек (типсов) и молодых листьев, завяливают и сушат.
  4. Желтый чай готовят как зеленый, до этапа сушки томят в закрытом резервуаре.
  5. Улун проходит ферментацию в течение 2-3 дней, приобретает специфический вкус и аромат.
  6. Пу-эр – зеленый ферментированный чай с длительной выдержкой.

В зависимости от дальнейшей обработки, чаи бывают:

  • Байховые – традиционные листовые.
  • Прессованные – в брикетах, пластинах, таблетках.
  • Гранулированные – измельчаются на специальном оборудовании.
  • Экстрагированные – быстрорастворимые чаи в виде жидкого экстракта или порошка.
  • Пакетированные – кроме чая в пакетиках, выпускают также продукцию в стиках и капсулах.
  • Ароматизированные – в чай добавляются измельченные добавки или листья хранятся рядом с ароматизатором и пропитываются его запахом. Наиболее популярные — жасминовый, бергамотовый, лимонный, мятный.

Чай употребляют в основном как напиток, в горячем и холодном виде. Реже — в качестве приправы и салата. Из листьев также получают кофеин, витамин Р, красители, а из семян — масло.

Технология изготовления

Наибольшей популярностью пользуются две разновидности чая — черный и зеленый. Хотя для производства используется одно и то же сырье, дальнейшая обработка имеет различия.  Первые два этапа производства чая любого вида — это выращивание и сбор.

Мировыми лидерами по выращиванию чайного куста являются Китай, Индия, Африка, Шри-Ланка. Растение требовательно к условиям жизни, ему требуется очень теплый и влажный климат на склонах гор, чтобы корни не перестаивали в воде. В тропиках собирают по 4 урожая в год. На территории РФ чай растет в южной части Краснодарского края, где климат считается субтропическим.

Для производства разных видов чая используется определенный тип листьев, в основном только верхушка куста, а для высших сортов — почки растения, поэтому сбор и сортировка осуществляется вручную. Чтобы получить 1 кг сухого чая, нужно собрать около 4 кг свежего сырья. Механизированная уборка применяется при производстве третьесортного чая или фармакологической продукции. Первый урожай после посадки собирают через 2 года.

Изготовление черного чая

Для получения ароматного напитка чайные листья подвергаются следующим стадиям обработки:

  1. Вяление.
  2. Скручивание.
  3. Ферментация.
  4. Сушка.
  5. Сортировка.
  6. Ароматизация.
  7. Расфасовка.

Для удаления избытка влаги из чайных листьев и придания гибкости, их подвергают завяливанию — просушке на свежем воздухе (в тени или на солнце), в помещении или в сушильных аппаратах. Время выдержки колеблется от 4 часов при использовании оборудования, до 24 часов в естественных условиях. Длительность этого этапа также зависит от исходного микроклимата и производимого вида чая. В разных регионах усушку доводят до 40-50%.

На открытом воздухе чайные листья раскладывают на больших противнях или сетках слоем около 12 см, регулярно встряхивают для просушки всей массы, продувают с помощью специального оборудования. Нормальные условия для завяливания – при температуре +24-25°С и влажности 60-70%.

На этапе скручивания происходит нарушение целостности чайных листьев, они становятся похожи на привычный чай. При этом выжимается сок, и запускается процесс ферментации. Для производства дорогих элитных сортов применяют ручное скручивание, чай качеством пониже скручивают в роллерах.

Промышленный метод использует оборудование СТС (дробление, разрывание, закручивание) для выпуска гранулированного чая. Чем выше степень скручивания, тем крепче получится заварка.

Технология скручивания листа для получения байхового чая проходит в 3 этапа, по 45 минут каждый, при влажности 96-98% и температуре +22-26°С. Между ними сырье разделяют по сортам.

Ферментация — это химический процесс окисления скрученных листьев с приобретением характерных ароматических и вкусовых свойств черного чая. Ферментацию проводят в специальных помещениях при влажности 96-98%, температуре +15-22°С и высоком содержании кислорода приблизительно 3-5 часов.

Сырье раскладывают слоями в 10 см на алюминиевых листах. Когда окраска листьев приобретет темный оттенок и появится чайный аромат, процесс останавливают высокими температурами.

На этапе сушки останавливаются процессы ферментации, закрепляются приобретенные цветовые, ароматические и вкусовые качества чая, удаляется вся оставшаяся жидкость. Заводы по изготовлению байхового чая используют оборудование, которое работает при температуре около 100°С по 15-20 минут, и высушивание проводится до уровня влажности 2-5%. Важно быстро остудить массу после окончания нагрева, чтобы не пережарить чай.

Полученную сухую чайную массу необходимо рассортировать по размеру и качеству составляющих. На промышленных фабриках это делается с помощью различных сит и на выходе получается:

  • цельнолистовой чай;
  • ломаный чай;
  • высевки;
  • крошка.

На крупной чайной фабрике технологический процесс на этом останавливается, оптовые партии чая отправляются на фасовочные предприятия. Там чай могут ароматизировать, купажировать и дополнительно сортировать. Затем происходит упаковка в различную по форме и весу тару и реализация в торговую сеть.

Изготовление зеленого чая

Основное различие в способах производства черного и зеленого чая состоит в степени окисления листьев. Для получения черного чая проводится полная ферментация, производство зеленого чая не включает стадию окисления, или ферментация проводится частично. В результате в зеленом чае сохраняется больше полезных веществ в первоначальном виде.

Технология производства чая:

  1. Пропаривание.
  2. Подсушка.
  3. Выдержка.
  4. Скручивание.
  5. Сушка.
  6. Сортировка.
  7. Упаковка.

Пропаривание осуществляется в духовых шкафах при 95-100°С в течение 2,5-3 минут. Затем сырье помещают в сушки, где в течение 15 минут испаряется около 40% влаги при 90-95°С. Подготовленные таким образом листья скручивают на роллерах один или два раза в течение 70-80 минут.

Затем чайные листья поступают на сушку таким же образом, как высушивают черный чай, с получением полуфабриката зеленой окраски и влажностью 3-5%. После этого проводится сортировка, купажирование, ароматизация и упаковка.

Другие виды

Желтый и красный чаи являются чем-то средним между черным и зеленым. Их получают либо купажированием, либо отдельными производственными циклами.

Ферментацию сырья для производства белого чая останавливают пропариванием около минуты. Когда делают улун, то 15-минутную высокотемпературную сушку проводят по несколько раз в промежутках между этапами скручивания. Для получения пу-эр сырье хранят длительное время при высокой влажности, при этом происходит естественное старение чая.

Оборудование для производства

Кроме плантаций для произрастания чайных кустов, для производства чая в промышленных масштабах необходимо следующее оборудование:

  • сушилки;
  • смесители;
  • дробилки;
  • прессы;
  • машины для скручивания;
  • сита с разными размерами ячеек;
  • емкости для купажирования;
  • развесное оборудование;
  • оборудование для упаковки.

В продаже существуют готовые производственно-упаковочные линии байхового и пакетированного чая.

Скачать бесплатноСкачайте бесплатно образец бизнес-плана производства чая.

Советы бизнесменам

В России из-за преобладания холодного климата выращивание чая возможно только на юге Краснодарского края. Там эта отрасль получает государственную поддержку. Однако для определения, выгодно или нет делать бизнес на чае, нужно составить бизнес-план и просчитать все риски.

Хотя вырастить чайный куст можно и в домашних условиях, но экономически оправданно заниматься полным циклом чайного производства при наличии больших чайных плантаций. При этом многомиллионные инвестиции начнут окупаться не ранее, чем через 2 года. Поэтому начинающему предпринимателю имеет смысл заняться контрактным производством или открыть магазин по продаже чая.

Контрактное производство чая подразумевает выпуск продукции по заказу сторонних организаций. Для этого нужно установить нужное оборудование, получить разрешения, закупить чайный полуфабрикат у производителей. Заказчиками могут выступать торговые предприятия, которые размещают заказы на фасовку чая под собственной торговой маркой.

Открытие чайного магазина – наименее затратный проект как в финансовом, так и в организационном аспекте. Но в торговой сфере большую конкуренцию составляют супермаркеты, рынки и кафе.

Мини-завод

Как открыть чайный бизнес с нуля? Прежде всего необходимо:

  1. Зарегистрировать предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью, чтобы можно было привлечь дополнительный капитал.
  2. Стать на учет в налоговых органах.
  3. Получить разрешение на ведение деятельности.
  4. Оформить декларацию соответствия на товар.

Производственная линия занимает много места, поэтому для размещения оборудования, складов и административного отдела потребуется площадь около 100 кв. м. Коммуникации, отопление, электричество, водопровод должны быть в исправном состоянии, соответствовать нормам СЭС и пожарного надзора.

Выбор фасовочного оборудования достаточно большой, можно приобрести новую линию или бывшую в употреблении. Технические характеристики позволяют выпускать около 60 тыс. упаковок чая в месяц, в минуту расфасовывается 1000 пакетиков.

Чайный полуфабрикат закупается в основном у зарубежных поставщиков, так как отечественного сырья производится немного. Выгоднее всего приобретать оптовые партии по сниженной цене, однако новичкам трудно найти сразу надежного производителя качественного чая на мировом рынке, и на первых порах придется работать с дилерами. Упаковывается чай в бумажные и целлофановые пакеты, коробки, затем в ящики.

На производстве чая работают 3-4 оператора, начальник смены, технолог. Для обслуживания механизмов нужен механик и разнорабочий. Складской учет ведут кладовщик и бухгалтер, закупкой сырья и сбытом продукции занимается менеджер. Всего для работы мини-завода потребуется 9-10 человек.

Калькуляция расходов на запуск проекта:

Наименование расходов Сумма, руб.
1 Регистрация и разрешения 100 000
2 Аренда помещения (за 2 месяца) 400 000
3 Ремонт 200 000
4 Оборудование 1 500 000
5 Сырье и упаковка 100 000
6 Реклама 200 000
7 Прочие расходы 500 000
Итого 3 000 000

Планирование ежемесячных доходов:

Наименование доходов Сумма, руб.
1 Реализация пакетированного чая 700 000
2 Реализация байхового чая 500 000
Итого 1 200 000

Постоянные расходы на аренду, коммунальные платежи, зарплату, закупку сырья и ремонт техники составляют примерно 80% валового оборота. Расчетный срок окупаемости вложений — чуть больше года. С такими показателями фабрика может стать прибыльным предприятием.

Видео: производство пакетированного чая.

Чайный магазин

Первое, что нужно для начала торговли чаем — это найти помещение в удачном месте, на пересечении транспортных потоков, вблизи крупных торгово-развлекательных центров. Такое расположение обеспечит посещаемость магазина и стабильный товарооборот.

Для легального ведения дела владельцу магазинчика достаточно будет оформить индивидуальное предпринимательство и зарегистрироваться в ФСН.

Из оборудования понадобятся витрины, полки, весы, кассовой аппарат. Для торговли развесным чаем нужны пакетики, баночки, шпагат, скотч, ножницы, ложечки.

Отличительной особенностью чайных лавок является высокое качество продукции и большой ассортимент, рассчитанные на привлечение постоянных покупателей.

Судя по отзывам предпринимателей, чайный бизнес имеет массу плюсов:

  • Для открытия не требуется много денег.
  • Для хранения чая не требуется особых условий, он не относится к скоропортящимся продуктам.
  • Чай покупают вне зависимости от времени года.
  • Можно расширять ассортимент за счет кофе, сувенирной продукции, сладостей, посуды.

На открытие небольшой торговой точки нужно потратить около полумиллиона рублей, которые окупятся в течение года.

1 комментарий
0

Похожие публикации

1 комментарий

Сергей 30.10.2017 - 19:31

Я тоже считаю это не плохой идеей. Ведь конкуренция в данном бизнесе совсем не велика и в основном это какие то кафешки, либо рыночные прилавки или просто супермаркеты. Главное в этом деле будет – составить грамотный. хорошо просчитанный бизнес-план!

Ответить

Комментировать