Существует два основных вида реализации товаров — традиционные продажи и многоуровневый маркетинг. И если с обычной торговлей все понятно, то сетевики вызывают много вопросов. МЛМ-бизнес: что это такое, как найти партнеров, отзывы предпринимателей и потребителей – в обзоре развивающейся стратегии продаж.
Основные понятия
Расшифровка аббревиатуры MLM – multilevel marketing – многоуровневый или сетевой маркетинг. Это система сбыта продукции производителем конечному потребителю напрямую через распространителей. Их также называют дилерами, агентами, консультантами, партнерами, даже независимыми владельцами бизнеса.
Заработок дистрибьютора обычно состоит из:
- Вознаграждения от производителя за продажу товара.
- Наценки на реализацию.
- Бонусов за привлечение новых агентов.
- Процент от продаж, совершенных привлеченными им агентами.
Каждая фирма-производитель разрабатывают свою собственную схему поощрения партнеров, называемую маркетинговый план.
В MLM-бизнесе является общеупотребительной следующая терминология:
- Партнер или спонсор первого уровня — человек, который привлек распространителя в компанию МЛМ.
- Партнерская или спонсорская линия — вышестоящая цепь партнеров.
- Боковые предприниматели — прочие участники общей сети, не приносящие доход партнерам в подсети.
- Партнеры нижних линий — те, кто составляет агентскую сеть.
- Ширина организации — цепочка спонсоров первой нижней линии.
- Глубина организации — совокупность партнеров ниже второй линии в подсети.
- Активный доход — самостоятельный заработок агента от продажи товара и привлечения новых дистрибьюторов.
- Пассивный доход — бонусы и проценты за объем реализации партнеров в подсети.
Человек, сформировавший крупную собственную агентскую сеть, может вообще не работать, и получать при этом большие деньги.
Как это работает?
Компания, которая приняла решение распространять свою продукцию посредством сетевого маркетинга, сама является разработчиком и производителем товаров или услуг. Зачастую это косметика, товары для дома, посуда, пищевые добавки.
Изначально продукция приобретается сотрудниками компании. Они рассказывают о ней и МЛМ-бизнесе, что это такое, своим родственникам, знакомым, дают пробовать и предлагают подписать договор с фирмой, чтобы покупать по сниженным ценам и привлекать новых агентов. Так запускается механизм построения сети распространения товаров.
Для мотивации партнеров компания разрабатывает систему поощрительных выплат. Это может быть довольно сложная схема с накопительными баллами за сделанный заказ, бонусами за новых дилеров, за проведенные мастер-классы и процентами от реализации нижестоящих агентов.
Маркетинговый план
Используется несколько базовых маркетинговых планов для партнеров.
Многоуровневый план с вычленением – в его основе лежит градационная таблица, по которой поднимаются партнеры с достижением определенных показателей товарооборота своей подсети. Чем больше доход, тем больший дисконт на продукцию предоставляет компания.
На последнем уровне прекращается суммирование доходов подсети партнера, вместо этого назначается вознаграждение за результаты продаж. Размер премии зависит от горизонтального или вертикального местоположения отделившейся подсети.
Матричный план – партнер получает доход только от сети определенных размеров. Например, шириной в 4 партнера и глубиной в 8 ступеней. В подобных компаниях распространена практика подтасовок при создании торговой сети.
Чем хорош этот план — простотой в восприятии и управлении структурой. К минусам относятся:
- Необходимость в манипуляциях для достижения прибыли.
- Нечестная игра вызывает недоверие у привлеченных агентов.
- План почти аналогичен финансовым пирамидам.
- Недолговечность существования такого бизнеса.
Одноступенчатый план – принцип схож с первым подходом, но без вычленения сети. Модель легкая для восприятия и объяснения другим людям, в ней отсутствует лимит на количество партнеров по горизонтали. Но есть лимит на включение доходов нижних ступеней в общую реализацию партнера.
МЛМ-бизнес с позиции производителя
При традиционных продажах около 50% себестоимости продукции составляют рекламные расходы. Сетевые компании эти суммы тратят на вознаграждение и обучение дистрибьюторов.
Еще одним пунктом экономии являются затраты на содержание торговых площадок и офисов. У компании должно быть только несколько больших складов с готовой продукцией, откуда идут отгрузки дистрибьюторам. Заказы конечным пользователям доставляют сами агенты.
Используя сетевой маркетинг, производители защищены от подделок — в этом никто не заинтересован. Также при прямых продажах охватывается исключительно целевая аудитория.
По оценкам специалистов, в последние годы экономического спада наблюдается прирост доли рынка МЛМ-компаний за счет перетекания кадров из обычных организаций.
Основным негативным моментом является частое сравнение технологии сетевого маркетинга с махинациями финансовых пирамид. В некоторых странах на законодательном уровне существуют определенные ограничения для МЛМ-бизнеса в целях защиты потребителей от недобросовестных предпринимателей.
С позиции распространителя
Дистрибьюторы сами занимаются предпринимательской деятельностью, когда продают товар и привлекают других агентов. Создание сети партнеров, которая будет приносить хороший доход, требует наличия коммуникационных, координационных и деловых навыков.
До распространения новейших технологий торговый агент носил с собой несколько объемных каталогов и образцы продукции. Теперь же вся бизнес-активность переместилась на интернет-сайты, где представлен ассортимент товаров с ценами, подробным описанием характеристик, отзывами покупателей. При оформлении онлайн-заказа партнер видит все начисленные баллы и скидки, постоянно контролирует свой доход.
МЛМ-бизнес в интернете стал более мобильным. Если раньше привлечение новых дистрибьюторов было довольно сложным и трудозатратным делом, то теперь поиск партнеров вышел на новый уровень:
- В социальных сетях зарегистрировано огромное количество пользователей, которые являются потенциальными покупателями и распространителями товаров. Существуют специализированные группы для саморазвития и заработка, в которых люди общаются, обмениваются опытом, их можно заинтересовать идеей сетевого маркетинга.
- Продвижение своего бизнеса в интернете с помощью рекламных методов — SEO и контекстная реклама сайта.
- Сообщества и форумы о том, как найти партнеров для своего дела.
- Личные контакты стали более многообразны: коммуникационные приложения, электронная почта, SMS позволяют общаться в режиме онлайн и оффлайн вне зависимости от расстояний.
Для новичков выделяют такие выгодные стороны:
- Сетевым маркетингом можно подрабатывать, не тратя много времени и самому выбирая удобный график. Это подходящий вариант для молодых мам, учащихся, и тех, кто работает в большом коллективе.
- В МЛМ-организации нет начальства, а есть партнеры и спонсоры, всегда готовые поддержать, объяснить и помочь исправить ошибки новичков.
- Для старта не требуется больших финансовых вложений. К тому же на руках будет товар, который в случае неудачи с бизнесом можно использовать на личные нужды.
- Известные компании производят действительно качественную и проверенную временем продукцию, тратя много средств на тестирование и инновации.
- Мощная информационная поддержка нового члена команды в виде семинаров, тренингов, пособий и онлайн-консультаций.
Однако мнение, что любой человек станет преуспевающим партнером в сетевом маркетинге, в корне неверно. Чтобы достичь уровня, обеспечивающего высокий пассивный доход и вознаграждение от компании, мало только продавать продукцию. Нужно суметь подобрать в свою сеть надежных дилеров, для чего иметь коммуникативные, организаторские, предпринимательские навыки.
Очень важно заключить договор с порядочной сетевой компанией. Чтобы понять, с чего начать и как выбрать МЛМ-фирму, нужно изучить несколько маркетинговых планов и рейтинг популярности компаний. В России самыми известными сетевиками, работающими на рынке уже много лет, являются:
- Avon — косметика производства США.
- Oriflame — косметика, парфюмерия, пищевые добавки, производство Швеции.
- Amway — косметика, посуда, бытовая химия, одежда, производство США.
- Mary Kay — косметика, парфюмерия из США.
- Faberlic — косметика, парфюмерия, одежда, пищевые добавки, бытовая химия отечественного производства.
Выбор ниши для бизнеса МЛМ отсутствует — косметика занимает 100% рынка популярных сетевых брендов, но по статистике, это самый востребованный и быстро расходуемый товар.
С позиции потребителя
Для покупателя, не стремящегося становиться бизнесменом, сетевой маркетинг привлекателен несколькими позициями:
- Товар приносят домой (на работу) и не нужно ходить по магазинам в поисках нужной вещи.
- Продукция высокого качества, зачастую можно приобрести пробники — маленький объем за незначительную стоимость, уникальные вещи.
- Многим нравится возможность общения и обсуждения товаров с распространителем.
- Возможность сделать онлайн заказ, не выходя из дома.
Видео: как работает сетевой маркетинг?
Отзывы о сетевом маркетинге
«О сетевых компаниях знала понаслышке, пока однокурсница не принесла каталог Oriflame в университет. Я скорее из вежливости заказала себе что-то из косметики — все равно нужно было покупать. Мне очень хорошо подошло, я стала постоянным клиентом, а потом мне предложили стать дилером. Я сама по натуре общительный и открытый человек, да и деньги лишними не бывают. За несколько месяцев подписала с десяток человек и поняла, что это — мое. Буду и дальше развивать бизнес!» – Елена.
«Меня в МЛМ привел приятель, который сам зарабатывал на этом очень хорошие деньги. Сначала было страшно начать бизнес, да и казалось, что сетевой маркетинг — это вроде МММ, где наживается только верхушка. Но потом разобрался и понял, что это принципиально разные вещи. Да, это не способ быстрого обогащения, нужно терпение и много труда на первых порах. Я делал по 50 звонков в день, встречался с десятками людей, и только единицы соглашались попробовать. А продолжали работать еще меньше. Но через несколько лет я достиг потолка в своей компании, заработал первый миллион» – Андрей.
«Несколько лет назад меня подписала сестра через онлайн-форму, сказала что так будет дешевле покупать косметику. Недавно одно средство мне не подошло и я предложила на работе сотрудницам. У меня попросили еще шампуни и крема. Теперь каждый месяц делаю объемный заказ, несколько человек подписала в консультанты, хорошая прибавка к зарплате получается» – Татьяна.