Опишем подробнее бизнес-план прачечной самообслуживания. Молодых предпринимателей может заинтересовать, как открыть подобное заведение, с чего начать и какими особенностями отличается данный бизнес от более привычных и классических решений.
Знакомство с подобным видом услуг в нашей стране происходит посредством зарубежного кинематографа. В Европе и Америке люди чаще переезжают с места на место и не обзаводятся тяжелыми предметами мебели и бытовой техники. Поэтому и процесс стирки им проще совершать в прачечных самообслуживания. Для нашей публики это пока еще новинка, но такой проект может оказаться очень перспективным в современных условиях.
Актуальность бизнеса
Чтобы понять, выгодно или нет заниматься реализацией подобной идеи, нужно грамотно оценить рынок. Так, открыть прачечную самообслуживания с нуля лучше всего в городе среднего или крупного размера. Но в Москве и Санкт-Петербурге подобных заведений уже достаточно, а вот другие населенные пункты пока еще остаются свободными.
И хоть кажется, что стиральная машина есть практически в каждом доме, подобные услуги будут пользоваться спросом у отдельных категорий населения. Целевой аудиторией прачечных оказываются:
- студенты;
- люди, проживающие на съемных квартирах;
- командировочные;
- те, кто хочет постирать крупногабаритные вещи;
- туристы;
- различные фирмы и компании, которым для ведения деятельности требуются чистые полотенца, постель, спецодежда и пр. (например, салоны красоты, хостелы, рестораны, кафе).
Для начинающего предпринимателя привлекательными окажутся следующие преимущества данного вида бизнеса:
- Организовать и развивать такое дело достаточно просто.
- Сегодня в нашей стране практически нет конкуренции в этом направлении. Существующие химчистки предполагают более высокие расценки и ориентированы на другую потенциальную аудиторию.
- Выраженная сезонность наблюдается только, если основными клиентами остаются студенты. При наличии договоров на обслуживание частных компаний прибыль обещает быть постоянной.
- Это относительно бюджетный вариант заработка и даже наличие экономического кризиса в стране не помешает людям пользоваться данными услугами.
- Администрирование прачечной не требует от персонала особых навыков или специальных знаний.
Правда, негативные стороны также присутствуют, например:
- Существенная сумма стартовых капиталовложений – для организации небольшого дела придется потратить как минимум 1 млн рублей.
- Как и в любом виде бизнеса, здесь есть некоторые риски.
- Срок окупаемости составляет 1-1,5 года, в зависимости от выбранной стратегии управления и развития.
- Рентабельность прачечной в нашей стране оказывается не выше 10%, хотя за рубежом этот показатель не падает ниже отметки в 50%.
- Начинающему предпринимателю придется преодолеть ряд сложностей в процессе поиска помещения и регистрации деятельности.
Среди услуг, предоставляемых в таком заведении, не только стирка, но и сушка белья в специальном аппарате, отбеливание, отпаривание, выведение несложных пятен благодаря применению моющих средств и пр. Также при наличии определенного оборудования можно погладить вещи, а при найме большего количества персонала предлагать стирку и доставку чистой одежды на дом клиенту.
Собираем документацию
Перечислим, что нужно для открытия:
- Зарегистрироваться в налоговой службе в качестве ИП или ООО – при небольших объемах заведения достаточно оформить индивидуальное предпринимательство, но если со временем есть желание расширяться, то лучше сразу создать юридическое лицо.
- Выбирается система налогообложения, например, УСН (упрощенная).
- Указывается код ОКВЭД – 96.01, включающий стирку и химическую чистку вещей.
- Привести в порядок помещение согласно нормам санитарно-эпидемиологического контроля и пожарной инспекции и получить у них соответствующие разрешения.
- Заключить договоры на вывоз мусора, утилизацию отходов, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, предоставление коммунальных услуг и пр.
При найме сотрудников с человеком заключается трудовой договор, а владелец должен встать на учет в качестве работодателя в ФСС и Пенсионном фонде. Ежемесячно с каждой зарплаты придется выплачивать страховые взносы.
Подбираем помещение
Очень важно правильно найти и обустроить подходящее здание. Для этого обращается внимание на нормы СанПиН, ГПИ, удобство для клиентов, стоимость и условия аренды, а также удачное расположение относительно указанной целевой аудитории.
Оптимальным считается выбор места вблизи студенческих общежитий, торговых центров, в спальных районах, недалеко от компаний, которым периодически нужны услуги стирки, рядом с хостелами и мини-отелями, у которых нет своих стиральных машин.
Желательно заранее провести тщательный анализ и узнать, в каких районах больше снимают квартиры, где живут приезжие и студенты. Удачное расположение прачечной является одним из важных факторов быстрой окупаемости проекта.
К самому же помещению предъявляются такие требования:
- Наличие холодного и горячего водоснабжения, канализации.
- Электричество, выдерживающее нагрузку всего оборудования, уровень электроснабжения при этом желательно установить в пределах 20-50кВт.
- Располагать прачечную следует на первом или цокольном этаже.
- Обязательно наличие приточно-вытяжной вентиляции.
- Потолки должны быть высотой в 3,6 метра.
- Общей площади для размещения, например, пяти аппаратов достаточно 30-50 кв. м., но при установке большего числа машин стоит подобрать и здание попросторней.
- Зал для приема грязного белья и выдачи чистой одежды обязательно разделяют.
- Если прачечную открывают в многоэтажном здании, то нужно проследить за хорошей паро-, звуко- и теплоизоляцией в междуэтажных перекрытиях.
Особого ремонта в таком заведении не потребуется. Достаточно сделать косметическое облагораживание поверхностей, провести все коммуникации, если их нет изначально и удачно зонировать пространство – зал ожидания, столы приема и выдачи заказов, помещение под стиральные машины, санузел для персонала, подсобная комната.
Закупаем оборудование
Не менее ответственно следует подойти и к приобретению рабочих аппаратов. В зависимости от размеров города и числа ожидаемых клиентов нужно правильно рассчитать, сколько потребуется техники. Рекомендуется начать с 5-6 стиральных машин. В качестве совмещенного оборудования или отдельно приобретаются и автоматические сушилки.
Не рекомендуется покупать бывшие в употреблении аппараты, ведь стиральные машины обладают ограниченным циклом работы и при активном их использовании очень быстро выйдут из строя. Даже новое оборудование придется заменять каждые 5-7 лет, что также нужно предвидеть.
Обратите внимание, что благодаря распространению прачечных самообслуживания как бизнес появились специальные модели для подобных заведений. В них есть монетоприемники, без которых аппарат не запустится. Это значительно упрощает контроль за честностью персонала и делает процесс более автоматизированным.
В зависимости от предлагаемых дополнительных услуг можно также закупить утюги, гладильные доски, корзины для белья, моющие средства и пр. При обустройстве зала для посетителей также придется потратиться на удобную мебель, телевизор, кофейный автомат и прочие устройства, которые вы решите там установить.
Моющие средства
Отдельно стоит уделить внимание покупке стиральных порошков, отбеливателей, кондиционера для белья и пр. Считается, что в прачечной самообслуживания клиент приносит все это с собой. Но на практике большому числу людей намного удобнее доплатить за стирку и при этом использовать готовые средства на месте.
Для владельца такой вариант также оказывается более выгодным, так как на продаже средств для стирки можно дополнительно заработать. Но есть и еще один важный момент – вы подбираете моющие лишь те, что точно подходят для каждого аппарата и не приводят к его поломке. Поэтому желательно всегда иметь в запасе различные средства – стиральные порошки, специальные жидкости, кондиционеры, отбеливатели, пятновыводители и пр.
Нанимаем персонал
Поскольку такой вид бизнеса не требует большого числа сотрудников, а в зале предполагается самообслуживание, то достаточно взять на работу 1-2 администраторов. Они будут сменять друг друга по удобному графику, например, 2/2. Особых навыков и знаний для этого иметь не нужно. Но для удачного развития бизнеса желательно, чтобы человек умел вежливо общаться с клиентами, мог поддержать разговор, проконсультировать новичков и обладал порядочностью.
Персоналу придется следить за порядком в зале, наводить чистоту в помещении, выдавать стиральные средства, вызывать мастера к поломанным аппаратам в случае необходимости, принимать заказы и выполнять загрузку стиральных машин самостоятельно, при предоставлении услуг занятым клиентам.
Реклама
Основным способом привлечения клиентов в данном сегменте бизнеса остается так называемое сарафанное радио. Но чтобы оно заработало, нужно найти первых посетителей и постоянно следить за высоким качеством обслуживания, а также предоставлять комфортные условия для ожидающих.
Чтобы на начальных этапах о прачечной узнало как можно больше людей, следует задействовать все современные способы:
- Расклеивать объявления.
- Раздавать листовки в местах скопления потенциальных клиентов.
- Оставлять полиграфическую рекламную продукцию в ящиках жителей определенного района.
- Установить яркую и заметную вывеску.
- Использовать стандартные каналы СМИ и различные рекламные площадки в городе.
- Создать небольшой сайт-визитку, где будут расписаны расценки на разные виды услуг и описаны уникальные предложения, которые должны заинтересовать публику.
При наличии конкурентов в регионе желательно хорошо продумать, чем можно выделиться. Для этого достаточно создать дополнительные виды услуг, обустроить комнату отдыха и ожидания согласно предпочтениям основных клиентов и пр.
Как оградить себя от рисков?
Как и в любом начинании, здесь существует ряд сложностей, которые могут возникнуть на пути к получению прибыли. От того, насколько подготовленным окажется предприниматель, будет зависеть и скорость развития бизнеса. Выделяют такие основные трудности:
- Появление прямых конкурентов в том же районе. Вам придется отреагировать очень быстро и тут же совершить правильные действия, например, снизить цены, расширить спектр предоставляемых услуг и т. д. Уберечься от потери клиентов можно лишь заполучив постоянных заказчиков из числа мелких предпринимателей. Для этого желательно заключить длительные договоры на обслуживание с различными ресторанами, кафе и другими заведениями.
- Повышение стоимости на моющие средства, коммунальные услуги и прочие составляющие. Чтобы не пришлось неожиданно поднимать расценки на стирку можно заблаговременно установить стоимость чуть выше, обезопасив себя от потери дохода.
- Сезонность – если большую часть клиентов составляют студенты, то в летний период прачечная перестанет пользоваться спросом и приносить прибыль. Чтобы избежать такой неприятности лучше привлечь больше различных посетителей, а также заключить договоры на эксклюзивное обслуживание с отдельными фирмами.
- Низкий уровень спроса – что оказывается более вероятным в условиях нашей страны. Сначала придется популяризировать данный вид бизнеса, распространить информацию о нем, привлечь клиентов интересными предложениями и указать им на очевидную выгоду от похода в прачечную (экономия электроэнергии, отсутствие необходимости покупать дорогостоящую технику, рациональное использование времени).
- Неудачное расположение заведения – от того, насколько грамотно будет выбрано место для бизнеса, всецело зависит и прибыльность проекта. Поэтому желательно данному вопросу уделить особое внимание еще на этапе планирования и подготовки.
- Отказ в дальнейшей аренде помещения или повышение стоимости – лучше заранее составить договор, в котором указывают длительные сроки и точные расценки. Предупредить такую неприятность и избежать вынужденного переезда в полной мере удастся лишь за счет приобретения собственного помещения.
- Проблемы с персоналом – неприветливы к посетителям, грубят им, отказывают в помощи, не сдают всю выручку и пр. Старайтесь проводить предварительное собеседование, чтобы оценить будущего сотрудника в разговоре. А для контроля сдаваемого заработка установите специальные монетоприемники на автоматы.
Финансовый план
Отдельно остановимся на ценообразовании. Стоит тщательно продумать, какие расценки предлагать клиентам. Если в вашем городе еще нет подобных прачечных самообслуживания, тогда следует ориентироваться на химчистки. Стирка должна быть существенно дешевле, чем качественная обработка дорогостоящих вещей. Точно просчитайте, сколько стоит каждый процесс (моющие, коммунальные) и установите небольшую наценку.
Первоначальные затраты на организацию данного бизнеса существенные. Точные показатели зависят от количества закупаемых стиральных аппаратов, другой техники, выбора конкретного производителя и величины арендуемого помещения. Опишем бизнес-план с расчетами при небольшом объеме.
Инвестиции | Цена, в рублях | |
1 | Ремонт зала | 50 000 |
2 | Приобретение оборудования и мебели | 800 000 |
3 | Рекламная кампания | 50 000 |
4 | Регистрация фирмы | 10 000 |
5 | Прочее | 70 000 |
Итого: | 980 000 |
Ежемесячно также придется тратиться на поддержание рабочих процессов заведения.
Статьи расходов | Стоимость, в рублях | |
1 | Аренда | 30 000 |
2 | Коммунальные услуги | 15 000 |
3 | Заработная плата персоналу | 130 000 |
4 | Реклама | 10 000 |
5 | Расходные материалы и моющие | 7 000 |
Итого: | 192 000 |
В среднем рентабельность данного бизнеса оценивается достаточно высоко. Уже за 1-1,5 года можно полностью окупить первоначальные вложения и заняться расширением при желании. Но все зависит от множества факторов. Например, при среднем чеке в 300 рублей и обслуживании хотя бы 30 человек в день можно добиться ежемесячных доходов в размере 270 тысяч рублей. При таких показателях уже за год все инвестиции возвращаются.
Видео: сеть прачечных самообслуживания.
Отзывы владельцев
Раиса:
«Для эксперимента открыла такую прачечную у себя в городе. Наши люди действительно пока не очень воспринимают новую идею, но с каждым месяцем клиентов становится все больше. Особенно часто заходят те, кто временно снимает квартиру».
Ольга:
«Занялась таким бизнесом уже давно, так как множество знакомых предпринимателей жаловались, что в городе практически негде постирать скатерти, полотенца и прочие необходимые принадлежности. А приобретать стиральную машину не всегда выгодно. Клиентов со стороны даже искать не приходится, идея оказалось достаточно востребованной».
Иван:
«Перспективный проект, особенно при наличии высших учебных заведений в городе. Но далеко не каждый предприниматель сможет так легко найти нужную сумму для приобретения дорогостоящей техники в желаемом количестве».