Предлагаем рассмотреть вопрос, как открыть булочную с нуля. Составим грамотный бизнес-план, обдумаем выгодно или нет начинать такое дело, а также укажем список требуемого оборудования для подобной затеи.
Все чаще крупные предприятия по изготовлению хлеба отходят на второй план и популярными становятся небольшие заведения, в которых хлебобулочные изделия производят там же, где и продают их. А запах свежей выпечки является бесплатным рекламным ходом, зазывающим каждого прохожего в уютное и теплое помещение с товаром на любой вкус.
Формат бизнеса
Основными потребителями булочных изделий в таких небольших пекарнях станут в основном люди со средним и высоким уровнем доходов. Это объясняется тем, что стоимость продукции окажется чуть выше по сравнению с массовым производством хлеба, что продается в супермаркетах.
Наибольший же наплыв посетителей будет аналогично продуктовым магазинам – обеденное время и после работы, когда люди по дороге приобретают еду, чтобы накормить свою семью.
Главное, в чем вы должны определиться, это что именно будете предлагать покупателям:
- Только булочные изделия и хлеб, продаваемые в киоске или магазине, но которые не выпекаются на точке продажи (неполный цикл производства), при этом закупаются замороженные полуфабрикаты.
- Пекарня совместно с магазином в одном месте небольшого формата (полный цикл).
- Заведение с возможностью приобрести продукцию для дома, а также несколько столиков для быстрого перекуса в пределах булочной, по принципу кафетерия.
- Переносная палатка, где продаются только сами изделия, но выпекаются они в другом месте.
- Булочная на дому, когда вы производите товар самостоятельно, но реализуете его в точках продажи других предпринимателей.
Также нужно решить, какой ассортимент изделий вы будете предлагать. Это могут быть:
- хлеб и его рецептурные разновидности;
- вкусная выпечка (булочки, пирожные, пироги, кексы);
- готовые сэндвичи, бутерброды, круассаны и т. д.;
- дополнительные товары – напитки, сладости.
В каждом из случаев технологический процесс производства, а также количество вложений, требуемое оборудование и рентабельность существенно отличаются.
Документация и разрешения
В цивилизованном мире любой бизнес должен быть зарегистрирован и надлежащим образом оформлен. И тут мало придумать название и закупить оборудование. Сначала нужно сделать пекарню соответствующую всем требованиям и стандартам, которые указаны в специальных перечнях важных инстанций:
- Роспотребнадзора.
- Санэпидемстанции.
- Пожарной службы.
Если же вы строите отдельное здание с целью открытия булочной, то также нужно обратиться в архитектурное бюро и получить соответствующие разрешения. В каждой из инстанций можно уточнить, каким требованиям должна отвечать пекарня и довести ее до идеального состояния.
Помимо разрешений, следует еще и зарегистрировать себя как предпринимателя или же создать ООО как юридическую организацию по производству хлебобулочных изделий. Важно при подаче документов указать правильный код ОКВЭД. Больше всего подходят такие:
- 81 – производство хлеба и мучных кондитерских изделий с коротким сроком хранения (отвечает свежей выпечке).
- 82 – изготовление сухих хлебобулочных продуктов длительного хранения (сюда относятся сухари, печенье и т. п.).
- 24 – розничная продажа при открытии магазина для реализации готовых изделий.
- 11 – розничная торговля, но уже в неспециализированных заведениях, то есть если вы предоставляете продукцию в различных продуктовых торговых точках, где продают не только хлеб, но и другие товары.
Единственное, что из документации остается на ваше усмотрение – сертификация хлебобулочных изделий. На сегодня она отменена, поэтому достаточно просто указать в декларации, что вы выпекаете булочки и хлеб в полном соответствии со стандартами. Но для завоевания доверия новых покупателей все же желательно такой сертификат получить.
Выбор помещения
При создании бизнес-плана с расчетами нужно учесть один из самых важных и существенных факторов – вы проектируете новое здание для отдельной пекарни-булочной кафетерия или арендуете уже готовое помещение. Строительство с нуля всегда предполагает большие финансовые вложения, поэтому следует хорошо подумать, выгодно или нет в вашем случае предпринимать такой серьезный шаг.
Если же вы собираетесь открыть свою булочную с нуля и желаете максимально сэкономить на помещении, то предлагаются такие варианты:
- Взять в аренду готовую подходящую площадь.
- Открыть пекарню или магазин по продаже булочек в здании, где совмещается сразу несколько торговых объектов от разных предпринимателей.
- Участвовать в тендерах от государства и заполучить возможность арендовать подходящую недвижимость.
- Открыть передвижную булочную, которая будет реализовывать готовую выпечку.
- Панельные домики или киоски, как дешевый вариант продажи изделий.
- Переоборудование старых производственных зданий под требования пекарни.
- Самый простой и дешевый способ на начальных этапах – приготовление булочек и хлеба в домашних условиях и их реализация через чужие торговые точки.
В этом деле важна не только стоимость помещения, но его доступность для посетителей и большой их поток на протяжении дня. А этого можно добиться только тщательно пронаблюдав за количеством людей на улицах города. И если открыть такое заведение в центре, возле больниц, садиков, учебных учреждений, поликлиник, офисов, вокзалов и метро, то можно рассчитывать на высокую посещаемость, а значит и короткие сроки окупаемости проекта.
Продумайте и размеры площади. Здесь учитывается, будет ли это просто магазинчик, где продают свежую выпечку, или же предполагается разместить несколько столиков для уставших посетителей. Также на этот фактор влияет и ассортимент продукции, так как для приготовления каждого из рецептов нужно будет место для соответствующего оборудования.
Обычно предполагаются такие рабочие зоны:
- производственный цех (где непосредственно замешивают тесто и выпекают изделия);
- упаковочное помещение;
- отдельный склад для хранения готовой продукции с соответствующими температурными показателями;
- похожая зона для сырья;
- другие вспомогательные помещения при необходимости;
- место для отходов и мусора.
Не забудьте про санитарную зону для персонала, а в случае смежного кафетерия и для посетителей. Она также должна соответствовать высоким показателям чистоты и комфорта. Если же вы собираетесь выпекать хлебобулочные изделия в больших объемах, то, возможно, намного выгоднее будет разделить производство (за городом) и продажу (в центре). Так вы сможете сэкономить на аренде дорого помещения и быстрее вернуть первоначальные вложения.
А вот интерьер заведения желательно создать уютным, в стиле французских boulangerie. Используйте теплые тона для стен (терракотовый, кремовый, молочный, бежевый), мягкое освещение, натуральные материалы для отделки, удобные кресла со столиками, побольше текстиля и приятные аксессуары, например, доску для написания сообщений мелом.
Какое купить оборудование?
Уточнив, что именно и в каких объемах вы будете готовить в пекарне, можно подробнее определиться с техникой. При полном цикле производства нужно:
Оборудование | Средняя стоимость, руб. |
Конвекционная печь | 60 000 |
Ротационная печь | 530 000 |
Тестомес | 50 000 |
Расстоечный шкаф | 56 000 |
Тестораскаточная машина | 35 000 |
Тележка для выпечки | 20 000 |
Мукопросеиватель | 23 000 |
Морозильная камера | 15 000 |
Витрина для готовых изделий | 37 000 |
Итого: | 826 000 |
Кроме этого, нужны будут:
- Умывальники, моечные ванны.
- Столы.
- Вытяжка.
- Электронные весы.
- Упаковочное оборудование.
- Мелкий инвентарь, инструменты.
- Оргтехника для ведения бизнеса.
- Кассовый аппарат.
- Мебель для посетителей.
- Стеллажи, полки и пр.
Персонал
Подбирая сотрудников, нужно решить, какую часть работы вы сможете или захотите выполнять самостоятельно и сколько действительно потребуется людей для начала в вашем заведении. Это во многом будет зависеть от объема производства и предполагаемой формы булочной:
- для приготовления изделий нужен пекарь;
- для торговли – кассир или продавец;
- для ведения финансовых отчетов – бухгалтер;
- если пекарня совмещается с кафе, то желательно нанять хотя бы одного официанта;
- уборщица также не помешает.
Подробный план
Давайте подведем итог и определимся, что же нужно, чтобы открыть булочную:
- Проанализируйте рынок и окружающих конкурентов в вашем регионе.
- Разработайте свой стиль заведения (дизайн, вывеску, название, интерьер, основную концепцию, лозунг).
- Продумайте меню и рецепты, по которым вы будете готовить уникальные и аппетитные изделия. Возможно, для этого также потребуется узнать о вкусах ваших предполагаемых потребителей и доступность отдельных редких ингредиентов.
- Изучите современное оборудование, его возможности, модели, сколько стоит, что именно потребуется для полного производства.
- Поищите помещение в зоне высокой проходимости людей по доступной для вас стоимости. При составлении договора аренды внимательно проследите за тем, чтобы это был длительный контракт хотя бы на пять лет, чтобы вас не выгнали из здания почти сразу после окончания ремонтных работ. А также пусть будут прописаны диапазоны поднятия арендной платы.
- Соберите все доступные финансовые ресурсы, которые у вас есть, привлеките инвесторов или откройте кредит под бизнес.
- Зарегистрируйтесь как ИП или ООО, соберите все документы и разрешения, сертификаты, лицензии и пр.
- Полностью подготовьте помещение, используя перечень требований от СЭС, пожарной инспекции и городской администрации, чтобы вам разрешили открыть пекарню.
- Наберите персонал. Важно, чтобы до начала работы у них также были все документы – медицинские справки и пр.
- Проведите рекламную кампанию и примените различные маркетинговые ходы для быстрого привлечения первых посетителей.
Финансовая часть
Так сколько же потребуется денег, чтобы открыть свою собственную небольшую булочную?
Статья расходов | Цена, руб. |
Оборудование | 826 000 |
Оформление документов | 5 000 |
Аренда помещения (ежемесячно) | 70 000 |
Зарплата сотрудникам (ежемесячно) | 30 000 |
Итого: | 931 000 |
Очевидно, что многое зависит от тех условий, в которых вы находитесь. Так, аренда помещения в Москве и, например, в Ростове-на-Дону значительно отличаются. Также разницу будет составлять и выбор конкретного оборудования. Количество персонала повлияет на ежемесячные траты. И важно учесть еще приобретение сырья для изготовления первых порций продукции.
Стоит ли говорить, что при производстве изделий в домашних условиях и продаже их в чужих магазинах потребуется намного меньше ресурсов и финансовых вложений? Так что готовый бизнес-план и точные цифры будут зависеть только от ваших возможностей и амбиций.
Отдельно нужно отметить такой вариант открытия бизнеса для новичков, как приобретение франшизы. В европейских странах подобные булочные стали весьма популярными и распространенными. Отдельные предприниматели дают возможность и нашим людям заработать на уже готовом бизнес-плане, который окупится в более короткие сроки, а от вас не потребует лишних знаний и умений.
Видео: 7 простых шагов – как открыть булочную?
Отзывы
«В нашем городе, кажется, невозможно, уже открыть подобное заведение. Ведь вокруг так много разных кафе, продуктовых магазинов и хлебобулочных изделий. Для такого бизнеса нужно искать регионы, где это еще востребовано» – Нина.
«Что мне нравится в этом деле, так это возможность начать со своей кухни. Я так и поступила. На первых этапах готовила дома, и только выйдя на определенный уровень, приобрела отдельное помещение и наняла штат сотрудников» – Ольга.
«Что хорошо в хлебобулочных изделиях, так это их стопроцентная востребованность практически в любое время. В зависимости от ситуации можно будет поменять ассортимент, но хлеб, так или иначе, остается важным стратегическим продуктом» – Сергей.
1 комментарий