Идея № 256: секреты и основы открытия полиграфического бизнеса

Несмотря на активный процесс перевода данных в электронный формат, бумажная продукция остается востребованной. Как открыть полиграфический бизнес и с чего начать? Какую можно извлечь прибыль и сколько времени потребуется на раскрутку, поможет определить бизнес-план с пошаговой стратегией.

Основу небольших типографий составляют информационные и рекламные материалы для малого и среднего предпринимательства. Остальные заказы дают образовательные учреждения, частные клиенты, промышленные предприятия, государственный сектор. Чтобы серьезно заниматься полиграфическим бизнесом, требуется дорогостоящее оборудование и материалы.

Для осуществления проекта по запуску полиграфического предприятия нужно следовать пошаговой инструкции:

  1. Выработать стратегию работы.
  2. Оценить риски.
  3. Зарегистрировать фирму.
  4. Найти помещение под производство.
  5. Закупить оборудование и материалы.
  6. Нанять персонал.
  7. Привлечь заказчиков.
  8. Рассчитать сумму инвестиций, плановых доходов и расходов.

Стратегия

Первое, с чего нужно начать открытие полиграфии — определить концепцию проекта:

  • маленькое предприятие;
  • типография среднего масштаба;
  • крупное многопрофильное агентство.

Запуск большого производства имеет экономический смысл, только если заказчики уже выстроились в очередь. Проще всего в финансовом и в трудозатратном аспекте начать с мини-типографии, а затем в случае успеха расширять бизнес.

По статистике, в общем объеме заказов полиграфической фирмы превалирует рекламная продукция для частных компаний. На эту целевую аудиторию и стоит ориентироваться.

Если есть возможность привлечь к сотрудничеству образовательное учреждение, например, взяться за печать брошюр и методических материалов для университета, то нужно запускать типографию под этот проект. Впоследствии всегда можно докупить оборудование и нанять специалистов по другим направлениям полиграфии.

Самый экономный вариант на старте — заниматься посредническими типографскими услугами: находить заказы и размещать их у конкурентов, установив для себя небольшую наценку. При внешней непривлекательности идеи, это хорошая возможность разобраться в нюансах бизнеса, сформировать клиентскую базу и набраться опыта.

Риски бизнеса

Для начинающего предпринимателя, который хочет заняться полиграфией, важно знать наиболее часто возникающие проблемы, чтобы быть во всеоружии:

  1. В сфере полиграфических услуг высокая конкуренция, поэтому придется затрачивать много средств и усилий для привлечения заказчиков.
  2. Цены на расходные материалы крайне нестабильны, вследствие чего себестоимость одной и той же продукции может сильно отличаться на протяжении короткого срока времени. Для изделий высокого качества используется импортное сырье, стоимость которого зависит от курса валют и условий доставки.
  3. Моральный и физический износ полиграфического оборудования отражается на качестве предоставляемых услуг. Для замены или модернизации техники требуются крупные денежные средства.
  4. Если допускать к станкам недостаточно опытных работников, это может привести к травматизму и выводу оборудования из строя. Работать с аппаратурой имеют право исключительно квалифицированные полиграфологи.
  5. Текучка кадров отрицательно влияет как на производительность, так и на репутацию компании. Для мотивации персонала используются финансовые и социальные инструменты.
  6. Недобросовестные поставщики нарушают условия договора, доставляют полиграфические материалы низкого качества или с опозданием. Для защиты от подобного поведения контрагентов необходимо тщательно составлять пункты соглашения, касающиеся гарантий, страховок и штрафных санкций.
  7. Летом наступает пора отпусков, и количество заказов на полиграфическую продукцию резко снижается.
Все нюансы предусмотреть невозможно, однако контролирование основных проблемных зон привнесет в полиграфический бизнес уверенность и стабильность.

Регистрация

Основная часть клиентов типографии — предприятия, которым в силу особенностей налогообложения удобнее работать с юридическим лицом, чем с индивидуальным предпринимателем. Поэтому регистрировать фирму нужно в виде общества с ограниченной ответственностью.

Это наиболее распространенная форма организации бизнеса в России, позволяющая участникам не рисковать всем своим имуществом, а отвечать по обязательствам в пределах сделанного взноса в уставный фонд. Чтобы не вести сложный учет и отчетность, лучше выбрать упрощенную систему уплаты налогов при оформлении в ИФНС.

Полиграфия не требует специальных разрешений и лицензий, однако необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормативы:

  • для расположения 1 рабочего места необходимо 6 кв. м.;
  • в помещении присутствует хорошее освещение как искусственное, так и естественное;
  • температура не превышает 20°С;
  • мощная вентиляционная система.

Для работы с оборудованием потребуется оформить допуски на сотрудников, аттестовать электрика и соблюдать требования техники безопасности.

Помещение

Разместить полиграфическую фирму небольшого масштаба можно на территории однокомнатной квартиры площадью около 40 кв. м. Если предприниматель проживает в частном доме, то для производственных целей несложно переоборудовать подвал, гараж, или сделать пристройку. В этом случае придется дополнительно открывать офис для приема клиентов.

Организовать работу полиграфии можно двумя способами:

  1. Административное и производственное помещение на одной территории.
  2. Офис в презентабельном месте, а оборудование и склад в недорогом районе.

Первый вариант более удобный, однако не всегда можно найти подходящее по характеристикам и стоимости помещение. Второй вариант проще реализовать, в промзоне любого города достаточно свободных цехов, а в центральной части — недавно отстроенных бизнес-центров.

Кроме зоны для размещения оборудования, требуются следующие отделы:

  • склад под хранение материалов и готовой полиграфии;
  • бухгалтерия;
  • бытовка для работников.
При оформлении офисного помещения полезно применить творческий подход и для декора стен использовать образцы полиграфической продукции собственного производства. Это частично сэкономит средства на ремонт и рекламу.

Здесь можно бесплатно скачать пример бизнес-плана полиграфии.

Оборудование и материалы

Какую технику закупать для полиграфии, зависит от планируемого спектра услуг и наличия финансов. Обойтись универсальным станком возможно только в случае выбора какого-то одного направления, например, печать визиток, открыток, листовок. Для полноценной полиграфии даже небольшого масштаба потребуется:

  1. Офсетная машина для изготовления цветных и черно-белых изображений в количестве более 1000 шт.
  2. Ризограф (дупликатор) для тиражирования небольших объемов (до 1000 экземпляров) бланков и документов. Этот аппарат использует трафаретный способ печати. Основные производители — фирмы Riso, Duplo, Ricoh.
  3. Плоттер для рисования и вырезания шаблонов, рисунков, наклеек сложной конфигурации.
  4. Большой степлер для создания брошюр и скрепления листов между собой.
  5. Термопресс для нанесения изображений на различные предметы и поверхности — чашки, стаканы, футболки, аксессуары, канцтовары. Бывают механические и электронные.
  6. Резак.
  7. Ламинатор для покрытия изделий пленкой.
  8. Компьютер.
  9. Цветной лазерный МФУ (сканер+копир+принтер).

В сложной финансовой ситуации можно приобрести полиграфическое оборудование, бывшее в употреблении. При этом существует риск установки изношенной техники, которая будет простаивать, делать брак и сэкономленные средства уйдут на ремонт. Если покупать новые машины, то срок окупаемости проекта существенно увеличится.

В работе полиграфии используется следующее программное обеспечение:

  • CorelDrow для векторных рисунков;
  • Adobe Photoshop для обработки фотографических изображений в растровом режиме;
  • CuttingMaster для плоттера.

Расходные материалы обычно приобретаются под конкретный заказ. Однако лучше иметь некоторый запас самого востребованного сырья:

  1. Бумага разных форматов, фактур и цветов.
  2. Краска для печатного оборудования.
  3. Пленка.
  4. Пружины, скобы, магниты.
Кроме производственного оборудования для полиграфии, в бизнес-план необходимо включить затраты на мебель для персонала и клиентов, электрочайник и микроволновку.

Персонал

Для работы мини-типографии в первое время потребуется немного сотрудников, однако владельцу будет сложно самостоятельно заниматься поиском и выполнением заказов, которые могут включать такие полиграфические операции:

  • разработка дизайна;
  • обработка исходных данных;
  • закупка материалов;
  • печать;
  • нанесение изображения;
  • резка, сборка, степлеровка;
  • упаковка.

Также необходимо обслуживать технику, делать финансовые расчеты, сдавать отчетность, платить налоги. Поэтому предпринимателю следует нанять помощников:

  1. Менеджера.
  2. Дизайнера.
  3. Специалиста по работе с полиграфическим оборудованием.
  4. Наладчика.

При полной загрузке типографии работа организуется посменно и сотрудников потребуется больше.

Реклама

Основной способ привлечения заказчиков, используемый в полиграфии — это обзвон клиентской базы. Также неплохо себя зарекомендовали следующие рекламные методы:

  • сайт в интернете;
  • группы в социальных сетях;
  • контекстная и наружная реклама;
  • раздача листовок, визиток, буклетов;
  • акции, скидки.

Рекламную кампанию нужно запускать заранее и оплачивать еще несколько месяцев, чтобы раскрутить полиграфический бизнес. Когда появятся постоянные клиенты и положительные отзывы в интернете, можно сократить маркетинговые расходы и поддерживать только сайт.

Видео: как раскрутить полиграфию через интернет?

Экономические расчеты

Для планирования инвестиций в полиграфическое предприятие нужно составить список всех начальных затрат:

Наименование расходов Сумма, руб.
1 Аренда помещения 40 кв. м. (за 3 месяца) 60 000
2 Ремонтные работы 120 000
3 Юридическое оформление 5 000
4 Полиграфическое оборудование б/у 400 000
5 Мебель, оргтехника 100 000
6 Реклама 90 000
7 Прочие расходы 50 000
Итого 825 000

Новая техника обойдется в полтора-два раза дороже. На подготовку открытия полиграфического предприятия «с нуля» требуется 1-2 месяца.

Ежемесячные затраты фирмы с 3 наемными сотрудниками составляют:

Наименование расходов Сумма, руб.
1 Аренда помещения 40 кв. м. 20 000
2 Коммунальные платежи 8 000
3 Зарплата 60 000
4 Налоги 25 000
5 Расходные материалы 8 000
6 Реклама 30 000
7 Прочие расходы 9 000
Итого 160 000

Доход полиграфического бизнеса спрогнозировать сложно, для этого берутся среднестатистические показатели отрасли:

Наименование дохода Средняя цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб.
1 Печать бланков, листовок, методичек 1,5 10 000 7 500
2 Печать брошюр, буклетов 20 2 000 40 000
3 Изготовление визиток 2,6 8 000 20 800
4 Разработка и сборка календарей 120 400 48 000
5 Сувенирная продукция 300 400 120 000
Итого за месяц 236 300

Срочные, сложные или нестандартные заказы оплачиваются по увеличенным тарифам. В предновогодний период резко увеличивается спрос на поздравительные открытки, календари, сувенирную продукцию с логотипированием.

Чистая ежемесячная прибыль составляет: 236 300 руб. — 160 000 руб. = 76 300 руб. Инвестиции окупятся через 11 месяцев стабильной работы, рентабельность составляет 32%.

Полиграфический бизнес часто рассматривают владельцы рекламных агентств как развитие основного направления деятельности. Несмотря на дорогостоящее оборудование и высокую конкуренцию, в сфере типографских услуг высокий уровень экономической эффективности.

Похожие записи

Идея №403: вывоз раздельно собранных отходов

Идея №402: Открыть сервисный центр по ремонту смартфонов

Идея №400: Мастерская по ремонту часов как бизнес