Несмотря на активный процесс перевода данных в электронный формат, бумажная продукция остается востребованной. Как открыть полиграфический бизнес и с чего начать? Какую можно извлечь прибыль и сколько времени потребуется на раскрутку, поможет определить бизнес-план с пошаговой стратегией.
Основу небольших типографий составляют информационные и рекламные материалы для малого и среднего предпринимательства. Остальные заказы дают образовательные учреждения, частные клиенты, промышленные предприятия, государственный сектор. Чтобы серьезно заниматься полиграфическим бизнесом, требуется дорогостоящее оборудование и материалы.
Бизнес-план
Для осуществления проекта по запуску полиграфического предприятия нужно следовать пошаговой инструкции:
- Выработать стратегию работы.
- Оценить риски.
- Зарегистрировать фирму.
- Найти помещение под производство.
- Закупить оборудование и материалы.
- Нанять персонал.
- Привлечь заказчиков.
- Рассчитать сумму инвестиций, плановых доходов и расходов.
Стратегия
Первое, с чего нужно начать открытие полиграфии — определить концепцию проекта:
- маленькое предприятие;
- типография среднего масштаба;
- крупное многопрофильное агентство.
Запуск большого производства имеет экономический смысл, только если заказчики уже выстроились в очередь. Проще всего в финансовом и в трудозатратном аспекте начать с мини-типографии, а затем в случае успеха расширять бизнес.
По статистике, в общем объеме заказов полиграфической фирмы превалирует рекламная продукция для частных компаний. На эту целевую аудиторию и стоит ориентироваться.
Самый экономный вариант на старте — заниматься посредническими типографскими услугами: находить заказы и размещать их у конкурентов, установив для себя небольшую наценку. При внешней непривлекательности идеи, это хорошая возможность разобраться в нюансах бизнеса, сформировать клиентскую базу и набраться опыта.
Риски бизнеса
Для начинающего предпринимателя, который хочет заняться полиграфией, важно знать наиболее часто возникающие проблемы, чтобы быть во всеоружии:
- В сфере полиграфических услуг высокая конкуренция, поэтому придется затрачивать много средств и усилий для привлечения заказчиков.
- Цены на расходные материалы крайне нестабильны, вследствие чего себестоимость одной и той же продукции может сильно отличаться на протяжении короткого срока времени. Для изделий высокого качества используется импортное сырье, стоимость которого зависит от курса валют и условий доставки.
- Моральный и физический износ полиграфического оборудования отражается на качестве предоставляемых услуг. Для замены или модернизации техники требуются крупные денежные средства.
- Если допускать к станкам недостаточно опытных работников, это может привести к травматизму и выводу оборудования из строя. Работать с аппаратурой имеют право исключительно квалифицированные полиграфологи.
- Текучка кадров отрицательно влияет как на производительность, так и на репутацию компании. Для мотивации персонала используются финансовые и социальные инструменты.
- Недобросовестные поставщики нарушают условия договора, доставляют полиграфические материалы низкого качества или с опозданием. Для защиты от подобного поведения контрагентов необходимо тщательно составлять пункты соглашения, касающиеся гарантий, страховок и штрафных санкций.
- Летом наступает пора отпусков, и количество заказов на полиграфическую продукцию резко снижается.
Регистрация
Основная часть клиентов типографии — предприятия, которым в силу особенностей налогообложения удобнее работать с юридическим лицом, чем с индивидуальным предпринимателем. Поэтому регистрировать фирму нужно в виде общества с ограниченной ответственностью.
Это наиболее распространенная форма организации бизнеса в России, позволяющая участникам не рисковать всем своим имуществом, а отвечать по обязательствам в пределах сделанного взноса в уставный фонд. Чтобы не вести сложный учет и отчетность, лучше выбрать упрощенную систему уплаты налогов при оформлении в ИФНС.
Полиграфия не требует специальных разрешений и лицензий, однако необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормативы:
- для расположения 1 рабочего места необходимо 6 кв. м.;
- в помещении присутствует хорошее освещение как искусственное, так и естественное;
- температура не превышает 20°С;
- мощная вентиляционная система.
Для работы с оборудованием потребуется оформить допуски на сотрудников, аттестовать электрика и соблюдать требования техники безопасности.
Помещение
Разместить полиграфическую фирму небольшого масштаба можно на территории однокомнатной квартиры площадью около 40 кв. м. Если предприниматель проживает в частном доме, то для производственных целей несложно переоборудовать подвал, гараж, или сделать пристройку. В этом случае придется дополнительно открывать офис для приема клиентов.
Организовать работу полиграфии можно двумя способами:
- Административное и производственное помещение на одной территории.
- Офис в презентабельном месте, а оборудование и склад в недорогом районе.
Первый вариант более удобный, однако не всегда можно найти подходящее по характеристикам и стоимости помещение. Второй вариант проще реализовать, в промзоне любого города достаточно свободных цехов, а в центральной части — недавно отстроенных бизнес-центров.
Кроме зоны для размещения оборудования, требуются следующие отделы:
- склад под хранение материалов и готовой полиграфии;
- бухгалтерия;
- бытовка для работников.
Оборудование и материалы
Какую технику закупать для полиграфии, зависит от планируемого спектра услуг и наличия финансов. Обойтись универсальным станком возможно только в случае выбора какого-то одного направления, например, печать визиток, открыток, листовок. Для полноценной полиграфии даже небольшого масштаба потребуется:
- Офсетная машина для изготовления цветных и черно-белых изображений в количестве более 1000 шт.
- Ризограф (дупликатор) для тиражирования небольших объемов (до 1000 экземпляров) бланков и документов. Этот аппарат использует трафаретный способ печати. Основные производители — фирмы Riso, Duplo, Ricoh.
- Плоттер для рисования и вырезания шаблонов, рисунков, наклеек сложной конфигурации.
- Большой степлер для создания брошюр и скрепления листов между собой.
- Термопресс для нанесения изображений на различные предметы и поверхности — чашки, стаканы, футболки, аксессуары, канцтовары. Бывают механические и электронные.
- Резак.
- Ламинатор для покрытия изделий пленкой.
- Компьютер.
- Цветной лазерный МФУ (сканер+копир+принтер).
В сложной финансовой ситуации можно приобрести полиграфическое оборудование, бывшее в употреблении. При этом существует риск установки изношенной техники, которая будет простаивать, делать брак и сэкономленные средства уйдут на ремонт. Если покупать новые машины, то срок окупаемости проекта существенно увеличится.
В работе полиграфии используется следующее программное обеспечение:
- CorelDrow для векторных рисунков;
- Adobe Photoshop для обработки фотографических изображений в растровом режиме;
- CuttingMaster для плоттера.
Расходные материалы обычно приобретаются под конкретный заказ. Однако лучше иметь некоторый запас самого востребованного сырья:
- Бумага разных форматов, фактур и цветов.
- Краска для печатного оборудования.
- Пленка.
- Пружины, скобы, магниты.
Персонал
Для работы мини-типографии в первое время потребуется немного сотрудников, однако владельцу будет сложно самостоятельно заниматься поиском и выполнением заказов, которые могут включать такие полиграфические операции:
- разработка дизайна;
- обработка исходных данных;
- закупка материалов;
- печать;
- нанесение изображения;
- резка, сборка, степлеровка;
- упаковка.
Также необходимо обслуживать технику, делать финансовые расчеты, сдавать отчетность, платить налоги. Поэтому предпринимателю следует нанять помощников:
- Менеджера.
- Дизайнера.
- Специалиста по работе с полиграфическим оборудованием.
- Наладчика.
При полной загрузке типографии работа организуется посменно и сотрудников потребуется больше.
Реклама
Основной способ привлечения заказчиков, используемый в полиграфии — это обзвон клиентской базы. Также неплохо себя зарекомендовали следующие рекламные методы:
- сайт в интернете;
- группы в социальных сетях;
- контекстная и наружная реклама;
- раздача листовок, визиток, буклетов;
- акции, скидки.
Рекламную кампанию нужно запускать заранее и оплачивать еще несколько месяцев, чтобы раскрутить полиграфический бизнес. Когда появятся постоянные клиенты и положительные отзывы в интернете, можно сократить маркетинговые расходы и поддерживать только сайт.
Видео: как раскрутить полиграфию через интернет?
Экономические расчеты
Для планирования инвестиций в полиграфическое предприятие нужно составить список всех начальных затрат:
№ | Наименование расходов | Сумма, руб. |
1 | Аренда помещения 40 кв. м. (за 3 месяца) | 60 000 |
2 | Ремонтные работы | 120 000 |
3 | Юридическое оформление | 5 000 |
4 | Полиграфическое оборудование б/у | 400 000 |
5 | Мебель, оргтехника | 100 000 |
6 | Реклама | 90 000 |
7 | Прочие расходы | 50 000 |
Итого | 825 000 |
Новая техника обойдется в полтора-два раза дороже. На подготовку открытия полиграфического предприятия «с нуля» требуется 1-2 месяца.
Ежемесячные затраты фирмы с 3 наемными сотрудниками составляют:
№ | Наименование расходов | Сумма, руб. |
1 | Аренда помещения 40 кв. м. | 20 000 |
2 | Коммунальные платежи | 8 000 |
3 | Зарплата | 60 000 |
4 | Налоги | 25 000 |
5 | Расходные материалы | 8 000 |
6 | Реклама | 30 000 |
7 | Прочие расходы | 9 000 |
Итого | 160 000 |
Доход полиграфического бизнеса спрогнозировать сложно, для этого берутся среднестатистические показатели отрасли:
№ | Наименование дохода | Средняя цена, руб. | Кол-во, шт. | Сумма, руб. |
1 | Печать бланков, листовок, методичек | 1,5 | 10 000 | 7 500 |
2 | Печать брошюр, буклетов | 20 | 2 000 | 40 000 |
3 | Изготовление визиток | 2,6 | 8 000 | 20 800 |
4 | Разработка и сборка календарей | 120 | 400 | 48 000 |
5 | Сувенирная продукция | 300 | 400 | 120 000 |
Итого за месяц | 236 300 |
Срочные, сложные или нестандартные заказы оплачиваются по увеличенным тарифам. В предновогодний период резко увеличивается спрос на поздравительные открытки, календари, сувенирную продукцию с логотипированием.
Чистая ежемесячная прибыль составляет: 236 300 руб. — 160 000 руб. = 76 300 руб. Инвестиции окупятся через 11 месяцев стабильной работы, рентабельность составляет 32%.
Полиграфический бизнес часто рассматривают владельцы рекламных агентств как развитие основного направления деятельности. Несмотря на дорогостоящее оборудование и высокую конкуренцию, в сфере типографских услуг высокий уровень экономической эффективности.