Учитывая размеры получаемой прибыли, многих предпринимателей может заинтересовать вопрос, как открыть нотариальную контору. Важно разобраться во всех нюансах – что нужно, сколько это стоит и кто имеет право заниматься такой деятельностью.
Следует заметить, что данное направление не относится к стандартным сферам бизнеса. Здесь есть множество сложностей и ограничений, требований к владельцу фирмы и его сотрудникам. Поэтому рассматривать его только как удачную идею для получения прибыли не получится.
Чем занимается нотариус?
Такая должность предусматривает тесное сотрудничество с государственными органами. Нотариус подтверждает подлинность тех или иных документов, свидетельствует юридические акты, сопровождает важные сделки и пр. Основная его функция – защита прав человека, его имущества и частной собственности.
Люди не всегда знают, что это такое – нотариальная контора, пока не столкнутся с необходимостью поставить нужную печать на документы. К нотариусам обращаются в следующих случаях:
- составить завещание;
- страховые ситуации;
- заключение договоров;
- подтверждение подлинности документов, переводов;
- в процессе передачи наследства и соответствующего оформления;
- подпись копий официальных бумаг;
- сопровождение сделок, где присутствие нотариуса считается обязательным;
- составление свидетельства на право собственности и указание доли каждого владельца;
- наложение или аннулирование запрета на отчуждение имущества;
- совершение юридических мер по охране наследства;
- составление и подтверждение согласия на выезд ребенка за границу;
- сопровождение процесса купли-продажи недвижимости.
В некоторых случаях можно предлагать услуги и корпоративным клиентам, работать с целыми компаниями. Хотя индивидуальная деятельность также приносит немало прибыли.
Что нужно, чтобы открыть нотариальную контору?
Каждого начинающего юриста интересует вопрос, с чего начать оформление деятельности. Здесь следует учитывать все требования к владельцу фирмы:
- Высшее образование в юриспруденции. Даже если вы желаете открыть учреждение, где будут наняты профессиональные нотариусы, самостоятельно разбираться в этом вопросе нужно обязательно. Кроме того, получить требуемые разрешения, если нет юридического образования, вряд ли получится.
- Практический опыт в данном направлении в течение двух лет. Это может быть любая должность, главное, чтобы она имела отношение к юриспруденции.
- Годовая стажировка в нотариальной конторе. Срок такого практического обучения сокращают лишь в случае более длительного опыта работы (не менее пяти лет).
- После этого проходят специальный экзамен, на котором за отведенное время нужно пройти теоретические и практические задания. В случае провала пересдать его можно лишь через год. Обратите внимание, что если после подтверждения квалификации нотариус не выполняет свои обязанности на протяжении трех лет, то экзамен придется пересдать заново.
- Получение лицензии. В течение недели после успешного прохождения теста следует оплатить госпошлину в размере пяти минимальных заработных ставок и подать заявление на получение лицензии.
- Пройти государственный конкурс на замещение вакантной должности нотариуса можно лишь в том случае, если в регионе есть свободные места. Иначе придется ждать, пока по какой-либо серьезной причине оно не появится.
Разрешения выдают местные органы юстиции и нотариальная палата. В полученных документах указывается определенный округ, в котором можно вести деятельность. Также придется открыть счет в банке, подготовить личную печать по соответствующему стандарту, заказать специальные бланки, штампы и прочие официальные документы.
Обустраиваем офис
Открыть нотариальную контору в Москве и где-либо в отдаленных регионах потребует разных вложений. И разница может оказаться существенной. В бизнес-план нужно внести затраты согласно тому оборудованию и размеру арендной платы, которые будут актуальны в вашем случае.
Одним из важных моментов в организации является выбор удачного места для офиса. От этого в большей степени будет зависеть будущая прибыль и количество клиентов. Заниматься работой в квартире в качестве частного предпринимателя не получится. Рекомендуется открыть кабинет нотариуса:
- в центральной части города, на улице с высокой проходимостью;
- в бизнес-центрах и офисных зданиях;
- рядом с различными учреждениями, которые часто пользуются подобными услугами – бюро переводов, агентства недвижимости, банки, юридические фирмы.
В таких местах аренда может показаться слишком высокой, но в данном случае обращать внимание на этот фактор не нужно. Ведь удачное размещение конторы обеспечит быструю окупаемость и стабильный поток клиентов.
Сам интерьер и оформление заведения играет существенную роль, так как от того, какое впечатление произведет офис на клиента, зависит и уровень его доверия, и репутация специалиста. Считается, что нотариальная контора должна выглядеть престижно, респектабельно. Здесь обязательно следует поставить дорогую комфортабельную мебель, продумать качественный декор и создать деловую атмосферу.
Из оборудования нужны будут такие предметы:
- Столы и стулья для персонала и посетителей.
- Диваны в зале ожидания для клиентов.
- Шкафы, полки, стеллажи, архивы для хранения документации.
- Компьютер или ноутбук.
- Принтер или многофункциональное устройство.
Чтобы совершать всю деятельность в современном ритме потребуется подключение к телефонной линии и интернету. Иногда устанавливают и факс. Также побеспокойтесь о том, чтобы всегда под рукой были нужные канцтовары (ручки, карандаши, бумаги, скрепки), специальные бланки, удобные папки для хранения документов и прочие расходные материалы.
Персонал
В нотариальной конторе могут работать только люди, имеющие специальное профильное образование и соответствующий опыт. Обойтись без этого могут лишь уборщики и охранник. Поскольку пройти стажировку или набрать необходимый опыт желают многие, то с поиском помощников трудностей не возникнет.
Общий штат сотрудников зависит во многом от того, какие должности нужны в вашей фирме. Обычно в нотариальной конторе присутствуют:
- сам нотариус;
- помощник (стажер);
- секретарь;
- архивариус;
- охранник;
- бухгалтер (можно воспользоваться услугами аутсорсинговой компании);
- уборщица;
- специалист по обслуживанию офисной техники (чаще приглашают со стороны для выполнения определенных задач).
Реклама
Открыть нотариальную контору с нуля сложно, но доступно. И хоть благодаря контролю со стороны государственных органов конкуренция никогда не превышает установленный предел, все же привлечь клиентов не так уж и легко. Дело в том, что на территории Российской Федерации действует закон, запрещающий вести рекламную кампанию нотариальным учреждениям.
Поэтому способы информирования населения о своих услугах строго ограничены, и нужно уделить внимание каждому из них, чтобы не остаться в убытке. Для этого доступны такие меры:
- Позаботьтесь об идеальном размещении конторы, как это было описано выше. Не экономьте на арендной плате, так как от этого фактора во многом зависит спрос на ваши услуги.
- Установите у входа заметную вывеску. Правда, ее вид должен быть согласован с администрацией города и соответствовать определенному образцу.
- Также стоит разместить график работы и перечень услуг нотариуса на видном месте.
- Создайте сайт в интернете и зарегистрируйтесь во всех специализированных каталогах области.
- Закон не запрещает использовать рекламные объявления в средствах массовой информации.
- Раздавайте визитки всем знакомым и клиентам, которые со временем приведут к вам больше посетителей.
- Можно предоставлять бесплатные консультации в определенные дни или по акции, по интернету, чтобы заявить о себе.
Случаи мошенничества
Нотариусы, как люди, занимающиеся охраной имущества и подтверждением документов, часто становятся объектами злоумышленников. Поэтому стоит держать все свои бланки, печати, данные для доступа к документам, электронные подписи под строгой защитой.
Некоторые люди стараются заручиться поддержкой и дружбой таких специалистов или сделать предложение, «от которого трудно отказаться». Тем не менее старайтесь придерживаться закона и не ставить подписи и печать на сомнительных документах. Ведь из-за сотрудничества с мошенниками вас могут лишить лицензии, а то и привлечь к криминальной ответственности.
Финансовые подсчеты
Начинающих нотариусов волнует вопрос, сколько стоит организация такой конторы и где взять деньги. И хоть конкретные цифры будут строго зависеть от региона, арендной платы помещения, задействованных сотрудников и других факторов, все же приведем усредненные показатели.
Капитальные инвестиции | Сумма, в рублях | |
1 | Аренда | 45 000 |
2 | Офисная мебель | 55 000 |
3 | Оргтехника | 50 000 |
4 | Расходные материалы и канцтовары | 5 000 |
5 | Информационные услуги | 10 000 |
6 | Создание сайта | 40 000 |
7 | Заработная плата секретаря | 20 000 |
8 | Открытие банковского счета | 5 000 |
Итого: | 230 000 |
При относительно невысоких вложениях на старте окупаемость проекта наступает очень быстро – 4-10 месяцев. Многое, конечно, зависит от города, уровня конкуренции, установленных расценок и количества клиентов. И все же, услуги нотариуса оцениваются достаточно высоко – от 500 до 8000 рублей, в зависимости от конкретной задачи. Поэтому при грамотном и целенаправленном подходе вернуть все вложения можно уже в течение первого полугода.
Видео: все о работе нотариуса.
Отзывы
Алена:
«Шла к этому очень долго, но оно того стоит. Получив все разрешения и «зеленый свет», удалось открыть фирму в центральной части города. Услуги нотариуса востребованы и оцениваются достаточно высоко. А множество людей нанимать не приходится. Я обхожусь только секретарем».
Игорь:
«Очень важно правильно выбрать место. В основном от этого будет зависеть вся прибыль. Поэтому экономить на таком моменте нельзя. Лучше купить более дешевую мебель или для начала обойтись простой вывеской. Но арендная плата себя окупит в первую очередь».
Анатолий:
«Ежемесячные расходы на ведение деятельности небольшие. Даже при слабом потоке посетителей они окупаются легко. Все остальное – чистая прибыль. Основные сложности возникают лишь на этапе подготовки и при получении лицензий, разрешений».
1 комментарий