Около 20 лет назад на российском рынке услуг появилось понятие «хостел» и привлекло к себе внимание многих предпринимателей в районах с развитым туризмом. Но как его открыть с нуля и что для этого нужно? Ответы можно найти в процессе составления бизнес-плана.
Историческая справка
Хостел (hostel) в переводе означает «общежитие». Термин взят из английского языка, хотя первое заведение такого типа было открыто для немецких школьников более века назад. Местный преподаватель организовал для малоимущих подростков ночевки по время выездов на природу прямо в пустующих классах. Затем идея бюджетного размещения туристов была перенесена в здание замка, где приезжие останавливаются до сих пор.
Гостиницы рассчитаны в основном на состоятельных людей, поэтому образовалась новая ниша в отельном бизнесе. Сперва хостелы предоставляли исключительно спальные места без каких-либо удобств, причем в одном помещении находилось множество кроватей, а туалет и ванная были общими.
Преимущества и недостатки бизнеса на хостелах
Плюсы | Минусы |
Развивающийся рынок услуг предоставляет постоянный приток клиентов | В случае неудачного выбора местоположения хостела нет возможности изменить ситуацию, бизнес обречен на крах |
Большой выбор форматов бизнеса | Сезонные снижения количества клиентов |
Быстрая окупаемость — от полугода до двух лет | Безответственные сотрудники могут отпугивать посетителей |
Малый размер инвестиций — от полумиллиона рублей |
К минусам относят:
- Совместное пребывание большого количества людей, не все из которых бывают адекватными.
- Грязь и беспорядок в помещении.
- Кражи личного имущества.
Виды хостелов
Гостиницы-общежития бывают нескольких видов:
- В зависимости от целевой аудитории – молодежные и ориентированные на участников конгрессов и форумов.
- От количества мест – более сотни проживающих; от 30 до 50 спальных мест; рассчитанные на 10-15 человек.
- От оформления: обычный хостел; стилизация под какую-либо концепцию.
Наибольшей популярностью пользуются молодежные хостелы, где могут одновременно разместиться до полусотни человек, а также заведения с оригинальным стилем.
Бизнес-план
Основными этапами реализации бизнес-идеи хостельных услуг являются:
- Регистрация предприятия и подготовка документации.
- Выбор помещения, где можно открыть хостел.
- Ремонт и обстановка в здании.
- Наем персонала.
- Реклама.
- Расчеты, сколько стоит открыть хостел, и насколько это прибыльно.
Документальное оформление
Чтобы деятельность по оказанию услуг проживания в хостеле велась в соответствии с законодательством, необходимо получить свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью.
Если владелец бизнеса один, то проще и выгодней оформить ИП, затем стать на учет в федеральной налоговой службе. Систему налогообложения лучше всего выбрать упрощенную, что позволит сдавать отчет один раз в год и уплачивать налоги в процентах от выручки.
Далее нужно собрать следующие документы:
- Заключение санэпидемстанции о соответствии хостела гигиеническим и санитарным нормам.
- Свидетельство МЧС о пожарной безопасности помещения.
- Правоустанавливающие документы на помещение.
- Контракт на вывоз бытовых отходов.
В российское законодательство часто вносятся изменения, поэтому хостельеру желательно следить за актуальной информацией, чтобы не быть оштрафованным за нарушения надзорными органами.
Помещение
Открыть хостел можно в нежилом помещении или обычной квартире. На текущий момент второй вариант более рискованный, так как идет рассмотрение законопроекта об ограничении и государственном регулировании размещения мини-гостиниц в жилом фонде. Зато при организации хотела в квартире нет проблем с документацией на все виды ремонтных работ.
К особенностям квартирной формы хостела относятся:
- Требование о нахождении в пределах первых двух этажей.
- Согласование вопроса, можно ли открыть хостел, с остальными жильцами дома.
- Строгое соблюдение санитарных и шумовых норм.
- Возможность вывода в нежилой фонд.
- Относительно несложное переоборудование под нужды мини-гостиницы.
Что касается нежилого помещения:
- необходимая площадь на одного проживающего — около 5 кв. м.;
- габариты спальных мест — 80х190 см;
- промежуток между кроватями — 75 см;
- 1 унитаз на 12 человек;
- 1 душ на 15 человек;
- 1 раковина на 6 человек;
- общая комната для отдыха;
- кухня.
Таким образом, требуется помещение квадратурой 250 кв. м. с 4 туалетами, 3 душевыми кабинами и 8 раковинами.
Необходимо составить технический проект и согласовать его со всеми инстанциями. После этого можно заниматься строительными работами, обязательно подтверждая все расходы документально.
Важным моментом при организации хостела является месторасположение заведения. Если стоимость недвижимости в центре населенного пункта и возле вокзалов слишком высокая, то подойдут удаленные районы с хорошей транспортной развязкой. Лучший вариант размещения — вблизи достопримечательностей и туристических маршрутов.
Обстановка
Дизайн помещения и качество мебели — это его визитная карточка. Фотографии внутреннего убранства будут фигурировать в рекламе, привлекая посетителей. Поэтому для начинающего бизнесмена важно подойти к оформлению со всей ответственностью и не пожалеть денег и времени на обстановку.
Потребуются:
- Кровати, возможно, двухъярусные, по числу постояльцев.
- Прикроватные тумбочки для хранения личных вещей.
- Комплекты постельного белья (по 2-3 штуки на 1 спальное место).
- Полки для различных целей.
- Несколько сейфов для ценностей.
- Шкафы для верхней одежды.
- Оборудованная всем необходимым кухня.
- Сантехника в туалет и душ.
- Мягкая мебель в общую комнату.
- Телевизор.
- Высокоскоростной интернет и Wi-Fi.
- Стиральная машина.
- Холодильник.
- Микроволновка.
- Утюг.
- Фен.
Если хостел расположен не в отдельно стоящем здании, то необходима звукоизоляция, а наличие кондиционера добавит плюсов в глазах клиентов.
При декоративной отделке следует придерживаться выбранной концепции. Если это обычный хостел, то достаточно будет оформить помещение в светлых, приятных для глаза тонах с несколькими украшающими элементами (фотографии, картины, панно).
К оформлению со своим собственным стилем придется подойти более внимательно, возможно пригласить дизайнера интерьеров. Например, в приморских городах предпочитают тематику в синих тонах с украшениями в виде оснастки кораблей, рыбачьих сетей, используют гамаки вместо кроватей.
Персонал
В хостеле нет такого большого количества обслуживающего персонала, как в гостинице. Для нормальной работы заведения достаточно администратора и нескольких уборщиков, которые смогут также осуществлять мелкий технический ремонт. На первых порах можно взять в помощь родственников или знакомых.
Желательно нанимать сотрудников со знанием английского языка, ориентируясь на иностранных приезжих.
Сама идея хостела подразумевает самообслуживание, поэтому даже при наличии кухни нет необходимости привлекать повара. Клиенты могут готовить себе сами или питаться в близлежащих кафе.
Реклама
Открытие хостела невозможно без широкомасштабной рекламной кампании во всех направлениях. Наиболее популярным и дающим максимально быстрый результат является продвижение бизнеса через интернет. Основные методы веб-рекламирования:
- Создание собственной странички с фотографиями интерьеров, ближайших достопримечательностей, схемой проезда, ценами на проживание. В дальнейшем посетители смогут оставлять отзывы о сервисе, и на них будут ориентироваться другие клиенты. Сайт должен отображаться как минимум на двух языках, иметь интуитивно понятный интерфейс с возможностью заполнения бланка формы онлайн бронирования мест. Чтобы ссылка на сайт в поисковых системах находилась на первой странице выдачи результатов запроса, нужно обратиться в специализированную фирму, которая занимается продвижением ресурсов в Сети.
- Размещение информации о хостеле на известных торговых площадках. Достаточно большой процент путешественников пользуется таким способом поиска жилья.
- Взаимодействие с популярными ресурсами онлайн бронирования. Это единственный способ привлечь иностранных клиентов, который будет работать также и с русскоговорящей категорией проживающих.
- Реклама в социальных сетях направлена на молодежный сегмент целевой аудитории.
Кроме новейших технологий, не стоит забывать о традиционных методах рекламы:
- Объявления в газетах, журналах, на радио и телевидении.
- Объявления на улице в районах массового скопления людей — вокзалы, учебные заведения, торговые центры.
- Рекламные плакаты, постеры, растяжки, биллборды и ситилайты.
- Сезонные акции и скидки на проживание в зависимости от количества человек в группе.
- Дисконтная программа для постоянных клиентов хостела.
Участники конференций, соревнований и прочих массовых встреч могут обеспечить единовременную стопроцентную загрузку хостела, поэтому нужно искать информацию о планируемых мероприятиях, входить в контакт с организаторами и предлагать услуги поселения.
Во всем мире существует ассоциация хостелов, вступление в ее ряды будет удачным шагом по привлечению посетителей и обмену опытом с другими участниками рынка.
Стартовый капитал, доходы и расходы
№ | Наименование расходов | Сумма, руб |
1 | Юридическая регистрация и разрешения | 6 000 |
2 | Ремонт в помещении | 200 000 |
3 | Мебель и техника | 450 000 |
4 | Текстиль и столовые приборы | 120 000 |
5 | Реклама | 50 000 |
6 | Прочие расходы | 50 000 |
Итого | 876 000 |
Этот вариант не предусматривает приобретение помещения в собственность. Выкуп квартиры или здания увеличит финансовые вложения на несколько миллионов, в зависимости от расположения и технического состояния. Однако в случае неудачи с бизнесом останется возможность покрыть убытки за счет реализации недвижимости.
Ориентировочные ежемесячные затраты деятельности хостела состоят из:
№ | Наименование расходов | Сумма, руб |
1 | Аренда помещения | 100 000 |
2 | Коммунальные услуги | 40 000 |
3 | Зарплата | 100 000 |
4 | Расходные материалы | 10 000 |
5 | Реклама | 10 000 |
6 | Административные расходы | 15 000 |
7 | Прочие расходы | 30 000 |
Итого | 305 000 |
Оплата за электроэнергию и водоснабжение может оказаться весомой составляющей постоянных расходов, так как тарифы увеличиваются, а потребление будет стабильно высоким.
Полной загрузки мини-гостиницы добиться сложно, в среднем это 70-80%, а в начале деятельности нет и 30%. Плотность посещения зависит от удачного расположения, грамотной рекламы и чистоты. Также сильное влияние оказывает сезонность. В период отпусков, длительных праздников, студенческих каникул будет наплыв посетителей, а в остальное время возможны многонедельные простои.
При среднегодовом доходе в 3 700 000 руб. и расходе в 3 660 000 руб., инвестиции в проект окупятся менее чем за 2 года.
Видео: как открыть хостел.
Хостел по франшизе
Бизнесмены, для которых путь организации хостела с нуля слишком сложный, могут выбрать франчайзинг. Приобретая право использовать известное имя, хостельер также получает:
- готовый бизнес-план и консультации по всем вопросам;
- систему найма и обучения персонала;
- включение нового объекта в отлаженную рекламную стратегию франчайзера;
- фирменный стиль;
- обучение основам ведения гостиничного бизнеса.