Уличная торговля – привлекательная идея для бизнеса, заслуживающая внимания начинающих предпринимателей. Но чтобы воплотить в жизнь такой несложный на первый взгляд проект и заработать на нем, придется потрудиться. Как это сделать на практике – разберем в статье.
Что такое уличная торговля ⛺️
Под данным термином понимают продажу самых разных товаров на улице, то есть за пределами специально оборудованных для этого помещений. Например, уличная торговля возможна с лотков, машин, палаток. Нередко таким образом проводится реализация продуктов питания, сельскохозяйственных и животноводческих товаров, закупаемых у оптовиков или частных фермеров. Порой процедура их перепродажи на улице характеризуется отсутствием элементарных санитарных условий.
Чтобы такая деятельность стала законной, нужно получить статус предпринимателя, встать на учет в налоговую службу. Теневой бизнес может привести к штрафам. За отсутствие регистрации, продажу с нарушением санитарных правил или в неположенном мест, виновный заплатит до 2 тысяч рублей.
Читайте также про выращивание орехов на продажу.
Выездная торговля – виды
Реализация товаров с улицы – явление распространенное. Чаще всего это процесс хаотичный и плохо организованный.
Продажи производят следующими способами:
- С рук – самый доступный и простой вариант. В большинстве случаев такую деятельность нельзя назвать законной – качество товара ничем не подтверждено, а условия его реализации не соответствуют санитарным нормам и требованиям. Аналогичный вариант – продажи в городском пассажирском транспорте. Главная особенность предмета таких продаж – в его небольших размерах и невысокой стоимости. Такие приобретения покупатели делают спонтанно. Как показывает практика, цена на эту же продукцию в торговой сети может быть на порядок дешевле. Мотивацией для потребителя служит экономия времени на поиск нужной вещи, за что он готов немного переплатить;
- Реализация через коммивояжеров – на первый взгляд, процедура ничем не отличается от торговли с рук. Но разница все-же есть, и это место продажи. Торговец лично посещает потенциального покупателя по месту его проживания, чаще всего он просто ходит по квартирам и рекламирует свой товар. Дополнительно торговый представитель может использовать рычаги рекламы – раздавать буклеты, листовки, сувенирную продукцию. Такие продавцы ориентированы на конкретную целевую аудиторию: как правило, это пожилые граждане и домохозяйки. Наиболее востребованы продажи продуктов питания, товаров для дома. Отдельное направление – торговля продукцией от предприятия-изготовителя. Ее распространяют в бюджетных организациях, школах, поликлиниках, офисах. Эта группа потребителей финансово более стабильна и чаще готова потратить крупную сумму денег, чего не скажешь о пенсионерах;
- Реализация с прилавка. Товар продается стихийно, ассортимент постоянно меняется. Это могут быть хозяйственные мелочи, продукты питания, предметы собственного изготовления. При отсутствии специального разрешения и места на рынке продажи будут считаться незаконными;
- По объявлению. В отличие от остальных способов, принцип продажи состоит в расклеивании рекламных объявлений в специально отведенных местах. Как вариант – их размещение в местных газетах, через интернет на тематических сайтах. Связь с продавцом осуществляется через мобильный телефон, мессенджер или электронную почту;
- С машины. Подробнее этот вид торговли разберем в следующем разделе.
Особенности торговли на улице с машины 🚛
Продажи с транспортного средства – это удобный, а главное, мобильный вид торговли, свернуть который можно в любой момент. Он классифицируется как нестационарный.
Конкуренция в этом виде продаж огромная, а число продавцов «на колесах» все время растет.
Эта ниша пользуется популярностью по следующим причинам:
- стартовые вливания минимальные, следовательно, и риски финансовых потерь стремятся к нулю;
- проект доступен для каждого автовладельца;
- при отсутствии спроса на товар всегда можно быстро сменить локацию.
Самыми доходными днями считаются выходные и праздники. Хорошо себя зарекомендовала автоторговля на городских ярмарках.
Удобно сооружать автолавки на базе грузопассажирских транспортных средств, например, на газелях. Чтобы приобрести машину, имеющую пробег, но с хорошими техническими характеристиками, потребуется порядка 330-350 тысяч рублей. При бесперебойной торговле затраты можно окупить в течение первого года работы.
Специфика продаж с колес – в ограниченности ассортимента. Законодательно запрещена реализация любых видов алкоголя, в том числе пива, а также сигарет.
Кроме базовых разрешительных документов, для официальной торговли с автотранспорта требуется наличие сертификата, выданного санитарной службой. Бумага подтверждает безопасность торговли продовольственными товарами.
Читайте также про продажу кваса.
Правила выездной торговли
Порядок осуществления продаж на территории РФ регламентирован Налоговым законодательством страны, в частности – статьей 346. Правила реализации на колесах включают основные требования к транспортному средству:
- исправное состояние машины;
- наличие санитарного паспорта;
- чистота.
Требования, предъявляемые к предмету продажи:
- наличие сертификата соответствия качеству;
- если есть упаковка – ее целостность;
- для отдельных товаров – соблюдение необходимого температурного режима.
Человек, выполняющий функцию реализатора, и работающий с продовольственной группой, как и любой обычный продавец, обязан иметь санитарную книжку.
Кто выдает разрешение на торговлю на улице. 📝Регистрация, лицензирование деятельности
Процедура регистрации выглядит следующим образом:
- Получение статуса ИП – в налоговой службе по месту регистрации гражданина;
- Выбор фирмы налогообложения – доступны два режима: упрощенный и единый налог;
- Постановка на учет в пенсионном фонде и органах социального страхования населения – при условии, что вы используете наемный труд;
- Получение разрешения – если планируется самостоятельный объект торговли в неустановленном месте, оформить документ можно только после согласования с местной администрацией. Локация точки должна вписываться в план.
Если речь идет о торговле с прилавка, легализовать деятельность можно одним из доступных способов:
- на рынке, где будет осуществляться торговля;
- в местных органах власти.
Оформлением и выдачей документа в первом случае занимается директор рынка, во втором – уполномоченный сотрудник регионального органа власти.
В разрешении указано:
- конкретное место торговли;
- режим работы продавца;
- период действия договора;
- лицо, которое будет вести контроль за деятельностью работника. Справка! При выявлении нарушений правил ведения торговли, он имеет право временно прекратить торговлю.
Разрешение оформляется письменно. Если речь идет о рынке, оно составляется на один рабочий день. Если торговая точка расположена как самостоятельный объект – срок его действия определяется индивидуально.
Документ нужно предъявить:
- сотруднику полиции;
- работникам санстанции;
- иным контролирующим и проверяющим органам – после проверки наличия у них соответствующего предписания.
Какое оборудование может потребоваться
Уличные продажи не предполагают наличия большого количества торгового инвентаря. Точный список оборудования зависит от того, что, где и каким образом вы планируете продавать.
Могут потребоваться:
- столы – складные и стационарные;
- стеллажи;
- стеклянные витрины;
- холодильник:
- весы.
Оборудование можно приобрести, а можно сделать самостоятельно. Лучше всего для этих целей выбирать натуральные материалы – например, древесину.
Вложения и сколько можно заработать 💰
Чтобы начать уличный бизнес, больших вложений не требуется. В ряде случаев вообще можно начинать торговлю с нуля, взяв товар под реализацию. Если продавать продукты, выращенные самостоятельно, инвестиции тоже не нужны. Единственное, на что придется потратиться – пакеты или фасовочные емкости и небольшой стол.
Определить, какой будет прибыль, невозможно. Все зависит от предмета продаж, ценовой политики в конкретном регионе, наличия конкуренции и ряда других факторов. Чтобы доход был регулярным и ощутимым, нужно установить адекватную цену. Определять стоимость стоит исходя из размеров собственных вложений и трудозатрат, а также с учетом покупательской способности.
Наценку на стоимость устанавливают исходя из спроса, сезонности, востребованности продукта и наличия аналоговых предложений. Существуют группы товаров (например яйца), где этот показатель варьирует на отметке в 100%. Например, выращенные в теплице овощи и зелень можно продать вдвое дороже себестоимости.
Уличная торговля, несмотря на ее популярность и высокий уровень конкуренции, вполне оправдана и экономически выгодна. Небольшие стартовые инвестиции, хороший уровень рентабельности и быстрая окупаемость проекта привлекают тех, кто только пробует себя в роли предпринимателя.
Читайте также про оптовую торговлю.