Каждый человек с детства знаком с картошкой. Мы едим ее в разном виде, а многие делают на этом деньги. Рассмотрим выращивание картофеля как бизнес, его рентабельность и отзывы профессионалов.
Преимущества и недостатки бизнеса
Выращивание картофеля как бизнес обладает своими плюсами и минусами. Прежде всего, это высокая рентабельность. Продукт всегда востребован на рынке. Особенно это ощущается в крупных городах, где у людей нет собственных земельных участков.
Пожалуй, главным недостатком становится отчетливая сезонность бизнеса – выращивать урожай можно только в летнее время. Для нивелирования этого недостатка можно построить специальные теплицы, в которых овощи выращиваются круглый год, но в этом случае вложения существенно вырастают.
Оформление и юридические вопросы
Регистрация данной предпринимательской деятельности далеко не всегда обязательна. К примеру, если земля, на которой выращивается урожай, проходит по категории личного подсобного хозяйства, а излишки картофеля продаются на рынке, то регистрировать бизнес совсем необязательно. Однако большой прибыли при таком подходе будет не достичь.
Если же речь идет о желании иметь доходное дело картофелеводства, то первое, что необходимо сделать – это зарегистрироваться в качестве ИП. Один из этапов этого процесса – выбор кода ОКВЭД. Необходимый – это 01.11.2, он включает в себя не только выращивание картофеля на продажу, но также позволяет и продажу посадочного материала.
Наиболее выгодная система налогообложения в данном бизнесе – это Единый сельхозналог или ЕСХН, который составляет 6% от чистой прибыли. Доступна форма только для тех, кто занимается самостоятельным производством и последующей продажей сельхозпродукции. Если же у вас уже имеется действующее предприятие, которое планируется перевести на ЕСХН, необходимо, чтобы доля дохода от картофеля составляла не менее 70% от общей суммы.
Имеются два варианта налогообложения – общий и специальный, у каждого имеются свои особенности. В первом случае предприятие должно будет выплачивать также и НДС, налоги на имущество, используемое для работы, транспортный налог и единый социальный налог, а также целый ряд прочих.
Если же предприятие переходит на ЕСХН, оно освобождается от необходимости уплаты НДФЛ, а также получает ряд прочих послаблений в финансовом плане. Одно лишь это делает вариант намного более привлекательным, чем прозе.
Не менее важный момент: сменить форму налогообложения можно в течение года. Если же предприятие перестает вести деятельность в области сельского хозяйства или же ее приоритеты меняются, так что она больше не подходит под требования, отмена ЕСХН производится в принудительном порядке, чего следует избегать.
В упомянутой системе налогообложения под расходами понимаются все затраты на приобретение средств производства, заработанные платы сотрудникам и рекламу. Все расходы обязаны быть занесены в книгу учета. Под доходами понимаются средства, поступающие в кассу или на счет предприятия в банке.
Технология работы
Организация производства картофеля подразумевает работу в несколько этапов.
Начинается все, когда почва прогреется минимум до 8 градусов тепла – данную температуру агрономы считают оптимальной для посадки овоща.
Особенности
В отличие от большинства прочих садовых культур, картофель куда сильнее подвержен влиянию погодных условий. Имеются два основных способа выращивания овоща на продажу: в специальных теплицах, что позволяет начать продажу уже в начале весны, и открытым способом.
Преимущество второго метода – более продолжительный срок хранения, но первый вариант намного прибыльнее. К сожалению, на него и потратится больше, так как оборудование стоит недешево. Именно поэтому многие начинающие предприниматели предпочитают именно первый метод.
Для первого цикла работ потребуется приобрести посадочный материал. Он должен обладать сопроводительными документами, доказывающими высокую плодоносность и отсутствие заболеваний. Чаще всего клубни таких сортов небольшие, всего 3-5 см в диаметре. Важно: категорически запрещено смешивать картофель разных сортов. В том случае, если репродукция картофеля не достигает второй ступени, то использовать его для разведения запрещается.
Начальный этап
Начальный этап – подготовка грунта к посадке. Она подразумевает удаление сорных трав, вспахивание участка, а также приобретение сортового картофеля на посадку. Рекомендуется подбирать к посеву наиболее крепкие молодые картофелины среднего размера. Более крупные можно разрезать на несколько частей.
Посадочный материал на некоторое время складывает в хорошо освещенном помещении на 3 недели так, чтобы на картофель не попадали прямые солнечные лучи. Оптимальные параметры хранения – 3 градуса тепла и влажность на уровне 85%. Перед посадкой картофель выносят на свет и ждут появления первых ростков. Главное – не перестараться, сушеный картофель никому не нужен.
Посадка и выращивание
Важно помнить, что посадка картофеля должна осуществляться в нужное время, подбирающееся с учетом температурного режима – только так можно вырастить обильный урожай. Клубни в грунт помещают на расстоянии приблизительно 15 см друг от друга и на ту же глубину.
С момента окончания цветения картофель потребуется дополнительно поливать. В зависимости от погодных условий делать это придется каждые несколько дней. В отдельных тяжелых случаях, когда природа не балует дождями, это придется делать дважды в день утром и вечером. Важно контролировать состояние ботвы – это поможет избежать чрезмерного увлажнения или пересыхания почвы.
Эксперты настоятельно не рекомендуют пренебрегать средствами обработки и уничтожения вредителей. Одним из наиболее эффективных средств является засевание поля луком. Это одновременно и снизит количество вредителей и поможет улучшить общее состояние почвы на участке.
С уборкой урожая затягивать не стоит, так как перезревшие плоды хуже поддаются хранению и чаще гниют. После уборки клубни складывают в тару и уносят на хранение в сухое прохладное помещение.
Посадочная площадь
По оценкам экспертов для успешного ведения бизнес на картошке потребует участок не менее 250 га. Однако только лишь земли недостаточно – требуется, чтобы земля была плодородной. Кроме того, ее в обязательном порядке подготавливают к посадке, то есть очищают от мусора и сорняков, взрыхляют и удобряют.
Продажа
Существует несколько основных способов продажи урожая:
- Рыночная торговля своими силами. Данный вариант оправдан только при относительно небольших объемах производства. Также в распоряжении должны быть надлежащие условия хранения и достаточный запас времени. В число преимуществ данного варианта следует отнести тот факт, что таким способом можно найти оптовых клиентов.
- Сдача под реализацию (на перерабатывающее предприятие на крахмал и т. п.). Данный проект немного предпочтительнее, если речь идет о крупных партиях. Главным его недостатком являются большие потери в финансовом плане. Воспользоваться им можно только в тех случаях, когда качество картофеля держится на уровне. Кроме того, иногда возникают сложности в поисках переработчика (например, спиртового завода, который закупит крупную партию).
- Заключение договора с торговой сетью. Данный вариант является оптимальным, но работать с торговыми сетями достаточно сложно, так как высока конкуренция в данной области. По статистике, около половины всей отечественной картошки реализуется именно через крупные магазины. Важный момент: крайне желательно заранее приобрести соответствующее упаковочное оборудование, так как цена картошки в упаковке намного выше, чем в обычном мешке. Затраты на соответствующие устройства окупят себя очень быстро.
Какой бы вариант вы ни выбрали, о каналах сбыта следует побеспокоиться заранее. Это позволит не только сэкономить время на этапе реализации, но еще и не даст пропасть товару из-за того, что его некуда реализовать.
Доходность дела
В сравнении с работой с большинством прочих сельскохозяйственных культур, бизнес на картофеле отличается повышенной рентабельностью. Начальные затраты получается окупить буквально за несколько первых месяцев. Главное – правильное построение бизнеса и налаживание каналов сбыта. По оценкам экспертов, рентабельность предприятия может достигать 150%.
Основные затраты в данном случае приходятся на аренду или покупку земли от 2,5 га, что составит порядка 20% всех вложений. Необходимая сельскохозяйственная техника потребует еще 25% бюджета. Чуть меньше уйдет на фонд заработной платы. Посадочный материал обойдется в дополнительные 20%, столько же потребуют транспортные расходы, топливо для техники, органика и удобрения.
Несмотря на кажущиеся крупными вложения необходимо понимать, что сумма станет уменьшаться од от года, так как приобретение техники – трата одноразовая, а расходы на ее эксплуатацию не так и велики. Кроме того, посадочный материал уже со второго года будет собственный, что особенно выгодно.
Между тем сам по себе картофель является требовательной культурой, которой необходима грамотная обработка и условия хранения. Небрежного отношения к себе она не допускает, что можно понять по многочисленным отзывам в Сети.
Бизнес-план
Отдельно следует отметить бизнес-план по выращиванию картофеля для планирования ведения дел. Он включает в себя перечень расходов и доходов. Первые можно занести в таблицу (цены указаны примерные):
Строка расходов | Сумма | |
1 | Аренда земельного участка | 100 тысяч рублей |
2 | Приобретение семенного картофеля | 50 тысяч рублей |
3 | Приобретение средств обработки | 25 тысяч рублей |
4 | Заработная плата сотрудникам | 250 тысяч рублей |
5 | Расходы на топливо для техники | 10 тысяч рублей |
6 | Сопутствующие расходы | 100 тысяч рублей |
Итого: | 535 тысяч рублей |
Видео: выращивание картофеля на продажу как бизнес.
Отзывы
«Бизнес на выращивании разного картофеля может на первый взгляд показаться малодоходным делом. На практике же все зависит от качества налаженных каналов сбыта. Если удастся заключить договор с крупной торговой сетью, можно считать, что дело удалось. Я, в свою очередь, открыла еще цех по производству сухого картофельного пюре – еще дополнительный доход. Часть уходит в кафе, которые готовят запеченную картошку» – Светлана.
«Когда запускал бизнес, долгое время искал финансирование. Для получения гранта пришлось постараться, но итог того стоит. Окупаемость проекта оказалась всего год, потом одна сплошная прибыль, хотя порой от погоды много зависит, но выручают теплицы, которые купил лет через 5 после начала бизнеса» – Владимир.
«За лето получится произвести товара достаточно, чтобы потом не вспоминать о работе весь год. Так думал вначале, но вот практика подкачала. Как оказалось – без покупателя бизнес прогорает моментально. В результате пришлось искать новый вид бизнеса» – Антон.
4 комментария