Грибы всегда были популярным продуктом питания в России. С ростом населения их сбор перестал удовлетворять потребительские нужды, и появилось искусственное выращивание грибов. Рентабельность бизнеса и отзывы об этом виде деятельности привлекают все больше предпринимателей к грибному производству.
Какой вид выбрать?
Самым известной разновидностью, которую выращивают в искусственных условиях, является шампиньон. Есть масса общедоступной информации по технологии его культивирования, особенностях и рецептах приготовления. Из минусов можно отметить наличие конкурентов на рынке сбыта, навозный субстрат и необходимость приобретать мицелий у специализированных компаний.
Примечание. Мицелий — это грибница, из которой развивается плодовое тело гриба. Выращивается в лабораторных условия и может быть отдельным видом бизнеса. Субстрат — это питательная среда для мицелия, которую возможно приготовить самостоятельно.
Следующим по популярности является вешенка. Полезный и питательный гриб, произрастающий на соломе, опилках или подсолнечной лузге. Менее прихотлив в производстве, чем шампиньон, но может вызывать аллергию на споры у рабочих. Несоблюдение санитарных норм при подготовке субстрата вызывает инфекционное заражение и гибель урожая.
Экзотический гриб шиитаке, распространенный на Востоке, в основном, закупают рестораны японской кухни. Он обладает целебными свойствами, не растет под открытым солнцем и стоит гораздо дороже шампиньонов с вешенкой — от 500 руб. за 1 кг.
Еще один деликатесный гриб — трюфель. Основная его особенность – растет исключительно в лесной земле на глубине 30 см. Желающим организовать производство трюфелей придется начинать с аренды большого земельного участка, закупать дорогой мицелий и ждать первого урожая 6 лет. Дело не для слабонервных, даже учитывая цену реализации от 500 долларов за 1 кг. С одной трюфельной плантации площадью один гектар реально собрать около 15 кг грибов.
Из традиционных лесных грибов самый любимый – это белый, хотя в Швейцарии он почему-то считается ядовитым. Выращивание белых грибов возможно как в сельской, так и городской местности, для этого хорошо подходят приусадебные участки, теплицы, складские помещения. Либо вообще в домашних условиях, но тогда урожай и прибыль будут небольшими, а обеспечить необходимый микроклимат сложно.
Общими условиями для успешного грибоводства в закрытом помещении являются:
- Организация нужного микроклимата (влажность, температура, освещение, проветривание).
- Приобретение мицелия.
- Изготовление или приобретение субстрата.
- Строгое соблюдение санитарных норм для предотвращения бактериального заражения.
С учетом советов опытных предпринимателей и оценки экономической ситуации, наиболее выгодно для начинающего бизнесмена заняться разведением и продажей гриба вешенка.
Технология выращивания вешенки
Существует два глобальных подхода к выращиванию грибов вешенка:
- экстенсивный;
- интенсивный.
Экстенсивная технология очень похожа на рост грибов в природных условиях — вешенка культивируется на пнях и деревьях. Недостатки этого метода:
- Инкубационный период значительно превышает время проращивания при интенсивном способе.
- Через несколько лет урожайность субстрата снижается.
- Сложно обеспечивать необходимые условия для постоянного плодоношения.
Экстенсивный метод используют в основном приверженцы эко-продукции и домашнего бизнеса.
Мешки подвешивают к потолку или стеллажам в темной камере с влажностью 65% и температурой до 24°, где примерно в течение полумесяца идет процесс заращивания грибницей всего объема мешка.
После этого мешки переносят в другую камеру с высокой влажностью около 85% и температурой от 12° до 18°. Именно в таких условиях через семь-четырнадцать дней в прорезях появляются примордии — грибные зародыши, которые затем формируются в грозди весом от 0,3 до 4 кг.
Урожай срезают, а через дней десять на том же месте формируются новые грибные грозди уже меньшего размера и веса. Обычно с одной партии мешков снимают 3 волны урожая, с убывающей результативностью. После этого мешки выкидывают или реализуют как корм для скота.
В среднем, с одного десятикилограммового мешка получают 2-3 кг вешенки.
Порядок действий
Сперва следует составить бизнес-план, что позволит вести деятельность упорядоченно и рассчитать необходимую сумму стартового капитала.
Основные этапы запуска грибного бизнеса:
- юридическая и налоговая регистрация;
- подбор помещения;
- закупка оборудования и сырья;
- набор штата работников;
- организация сбыта;
- расчеты финансовых показателей.
Регистрация предприятия
Основателем может быть как один человек, так и несколько. В первом случае оформляется индивидуальное предпринимательство, во втором — общество с ограниченной ответственностью. Грибное производство относится к сельскому хозяйству, поэтому налоги нужно уплачивать по системе ЕСХН (единый сельхозналог) в размере 6% от суммы годовой прибыли.
В перечень необходимых для законной деятельности документов входят:
- Протокол радиологии.
- Сертификат соответствия продукции ГОСТу.
- Фитосанитарный сертификат.
Эти бумаги нужно будет оформить после запуска производства и получения первой грибной партии.
Производственное помещение
Место для производства лучше найти вдали от жилых домов, так как споры вешенки обладают высокой аллергенностью. Также нужно учитывать расположение основных поставщиков сырья и покупателей, чтобы в будущем сэкономить на транспортных расходах.
Основные требования к помещению:
- Минимальная квадратура — 15 кв. м.
- Наличие микроклимата: влажность не меньше 80%; температура не ниже 12° и не выше 25°; постоянное проветривание.
- Наличие коммуникаций (водопровод, канализация, электроэнергия).
- Бетонированный пол и побеленные стены.
Производственный план должен включать:
- Камеры для выращивания грибов.
- Помещение для изготовления субстрата.
- Помещение для пастеризации субстрата.
- Склад.
- Отдел для сотрудников.
Площадь помещения зависит от планируемых объемов производства. С 1 кв. м. можно получать ежемесячно около 4 кг грибов.
Сырье и оборудование
На первых порах нет необходимости в покупке дорогостоящих агрегатов. Можно обойтись вообще без них, соорудить самостоятельно или приобрести машины б/у. Экономия будет существенная, ведь для широкомасштабного ведения бизнеса грибной фермы необходимы следующие приспособления:
№ | Оборудования | Сумма, руб. |
1 | Парогенератор для обработки субстрата | 30 000 |
2 | Пастеризатор для обработки субстрата, 2 шт. | 8 000 |
3 | Увлажнитель воздуха | 7 000 |
4 | Обогреватель | 3 000 |
5 | Вентиляционное оборудование | 4 000 |
Итого | 52 000 |
Кроме этого, грибные камеры нужно оборудовать системой для подвешивания мешков, приобрести ящики для сбора урожая и осветительные приборы.
Сырье:
- Субстрат – солому или подсолнечную шелуху – дешевле всего покупать в больших хозяйствах прямо с полей.
- Мицелий производят специализированные компании в лабораторных условиях по сложной технологии. Стоимость 1 кг мицелия вешенки – около 100 руб.
- Питательные добавки — отруби или кора — вносятся в размере до 10% от общего объема субстрата.
Сотрудники
Тонны субстрата нужно разгружать и загружать в оборудование, комплектовать готовыми блоками проростные камеры, перемещать их в камеры для созревания, затем собирать урожай, расфасовывать его для реализации.
За соблюдением правильности технологического процесса следит технолог. Он контролирует состав для выращивания, закупает сырье, следит за микроклиматом в камерах, оценивает степень созревания урожая. В случае заражения субстрата вредителями или невызревания грибов, технолог может определить причину и привести методы исправления ситуации.
В среднем, с выращиванием 200 кг грибов в день справятся 3 разнорабочих, 1 технолог, 1 реализатор. Для ведения учета и отчетности необходим бухгалтер.
Сбыт
При правильном подходе весь дневной сбор грибов покупатели забирают самовывозом. Однако довольно сложно точно предсказать объем урожая. Можно сильно ошибиться как в большую, так и в меньшую стороны и либо подвести клиентов, либо не реализовать крупную партию быстропортящегося продукта.
Оптовыми потребителями являются супермаркеты, рестораны, перерабатывающие заводы. В розницу реализация происходит через рынки, ярмарки, маленькие торговые точки.
Для формирования постоянной клиентуры в магазинах можно придумать логотип компании, разработать свою упаковку, разместить на ней рецепты блюд и т.д.
Стартовый капитал, доходы и расходы
Выращивание грибов как бизнес не требует огромных вложений денежных средств, особенно если оно организовано на личном участке и не приобреталось дорогостоящее оборудование. В этом случае для реализации бизнес-идеи на площади в 200 кв. м. потребуется:
№ | Расходы | Сумма, руб. |
1 | Закупка сырья | 30 000 |
2 | Приборы и инструменты | 40 000 |
3 | Расходные материалы | 10 000 |
4 | Транспортные расходы | 70 000 |
5 | Прочие затраты | 30 000 |
Итого | 180 000 |
Если помещение взято в аренду и приобреталось оборудование, то стартовый капитал составит:
№ | Расходы | Сумма, руб. |
1 | Аренда помещения | 18 000 |
2 | Закупка сырья | 30 000 |
3 | Оборудование | 52 000 |
4 | Приборы и инструменты | 40 000 |
5 | Расходные материалы | 10 000 |
6 | Транспортные расходы | 70 000 |
7 | Прочие затраты | 30 000 |
Итого | 240 000 |
Текущие ежемесячные расходы производства:
№ | Расходы | Сумма, руб. |
1 | Арендные платежи | 18 000 |
2 | Коммунальные расходы | 7 000 |
3 | Закупка сырья | 15 000 |
4 | Зарплата работникам | 60 000 |
5 | Транспортные расходы | 16 000 |
Итого | 116 000 |
Среднерыночная розничная цена на вешенку составляет 180 руб./кг. При урожайности в 800 кг грибов в месяц выручка составит 144 000 руб.
Вложения в грибную ферму с учетом аренды и оборудования окупятся за 8-9 месяцев.
Рентабельное грибное производство на уровне 60-70% делает его весьма привлекательным для представителей малого бизнеса.
Переработка грибов
Если производство больше, чем спрос, можно соорудить собственный заготовочно-перерабатывающий цех. Грибы, как весьма ценный продукт, солят, маринуют, сушат, замораживают.
Во время природного грибного сезона можно закупать у населения лесные грибы и ягоды. Наиболее распространенными являются лисички, белые, опята, малина, ежевика, голубика, черника. Проще и прибыльнее всего их сушить или замораживать.
Для засолки и маринования требуется хороший рецепт рассола, технология стерилизация посуды, линия по розливу. А для сушеных и замороженных продуктов нужны только спецоборудование, фасовка и место для хранения.
Видео: бизнес на грибах.
Отзывы предпринимателей
«Я занимаюсь выращиванием вешенки больше 5 лет. Кроме того, что свой бизнес кормит семью, это еще и очень интересное дело. Грибы — как живые существа, и если найти к ним подход, создать все необходимые условия, то они платят сторицей и дают большой урожай. Я снимал грозди весом в 4 килограмма. Самое обидное — это когда нарушается технология, идет заражение вредителями, и партию, в которую вложены силы, труд и деньги, приходится выбрасывать. А в остальном — это очень выгодный бизнес, особенно во время поста, когда люди заменяют мясо грибами» – Алексей.
«Мне родители с детства привили любовь к лесным грибам. Уже будучи взрослым я регулярно с друзьями ходил в лес и приносил ведрами маслята, рыжики и белые. Потом пришла идея зарабатывать на этом. Нашел дешевую площадку, консультировался с опытными грибниками, купил кое-какое б/у оборудование, потратил на это последние сбережения. Одомашнил белые грибы и начал с небольшого объема шампиньонов. Продавал сам на рынке, за год вернул вложения, расширил производство. Потом заключил договора с несколькими предприятиями, появились постоянные покупатели. Так мое детское увлечение превратилось в выгодный современный бизнес» – Николай.
«Я очень активный человек. Когда вышла на пенсию, энергию стало некуда девать. Кто-то рассказал, что можно на дачном участке разводить грибы. У нас на рынке килограмм выращенных шампиньонов стоит 200-230 руб., а вешенки 180-200 руб. Сначала хотела заняться шампиньонами, но мне сказали что они более требовательны к условиям содержания. Поэтому муж переоборудовал теплицу, где раньше росли огурцы, под выращивание вешенки. Сперва мы, видимо, что-то не так делали, и за два месяца работы грибов не получили. Первый урожай сняли только через 3 месяца и почти все сами съели и замариновали. Потом дело наладилось, продавали тепличный урожай соседям по даче. Однажды предложили свои грибы друзьям, которые держат кафе. Им наш товар понравился, стали брать постоянно. Теперь у нас на участке 3 теплицы с вешенкой, мы наняли помощника, и я чувствую себя востребованной бизнес-леди» – Людмила.
2 комментария