Успешной идеей может оказаться открытие магазина бытовой техники. Узнав об особенностях такого бизнеса, оценив рентабельность и прочитав отзывы владельцев можно решить, стоит ли заниматься подобным делом и хватит ли вам сил для развития проекта.
Сегодня люди все больше используют различные гаджеты, технику и бытовые приборы для создания домашнего комфорта. Такие аппараты помогают нам быстрее готовить вкусную пищу, убираться, приводить в порядок вещи, наслаждаться музыкой, общением с близкими людьми, просмотром фильмов и пр. Неудивительно, что в каждом населенном пункте есть потребность в подобных магазинах.
Особенности бизнеса
Согласно проведенным опросам, люди молодого и среднего возраста около семи раз в год посещают магазины бытовой техники с целью приобрести что-либо полезное для себя или для дома. Обороты здесь существенные и если грамотно подойти к выбору предлагаемого ассортимента товара в конкретном городе, то уже через год-другой вы будете получать солидную прибыль в чистом виде.
Но для новичка, чтобы открыть магазин бытовой техники с нуля, главными препятствиями являются:
- Сильная конкуренция среди национальных торговых сетей, которые могут предложить не только широчайший выбор товара, но и значительно влиять на ценообразование. Они устраивают привлекательные для клиентов акции, скидки, имеют дисконтную систему и обладают неплохими ресурсами для рекламной кампании. Пытаться организовать бизнес рядом с подобными конкурентами – пустая трата времени, сил и денег.
- Значительные финансовые вложения на старте и постоянное поддержание высоких затрат на ежедневную деятельность магазина. Дело в том, что открытие такого заведения потребует от владельца первоначальных инвестиций в размере не меньше, чем несколько миллионов рублей, а это для большинства начинающих бизнесменов неподъемная сумма.
Чтобы добиться успеха в данной сфере торговли нужно не только тщательно продумать, что и по какой цене предлагать покупателям, но и подойти к этому вопросу более творчески. Например, чтобы увеличить продажи, можно предлагать бесплатную доставку товара на дом. Для расширения целевой аудитории стоит открыть интернет-магазин или сделать один из отделов комиссионным.
Только тщательно изучив рынок, взвесив все преимущества и недостатки проекта, можно решить, стоит ли затевать реализацию такой идеи или же лучше обратить внимание на более простой и доступный сектор.
Регистрационные вопросы
Для ведения законной деятельности нужно оформить бизнес в налоговой службе и получить различные разрешения от контролирующих органов. Организационный процесс проходит такие этапы:
- Встают на учет в налоговой в качестве ИП (индивидуального предпринимателя) или ООО (общество с ограниченной ответственностью. Разница между ними существенная как по разрешаемым объемам ежегодных продаж, так и по сложности ведения бухгалтерии.
- Дальше выбирают единую или упрощенную систему налогообложения. Лучше заранее просчитать, какая из них окажется более выгодной в вашем случае.
- Указывают код ОКВЭД – 47.54 – розничная торговля бытовыми электротоварами в специализированных точках продаж.
- Обязательно следует приобрести кассовый аппарат и зарегистрировать его в той же налоговой.
- Оформляют программу санитарно-производственного контроля (ПКК) и согласовывают перечень предлагаемого ассортимента в магазине с санитарно-эпидемиологическим контролем. Иногда данная служба требует предоставления сертификатов на каждую единицу техники от производителя.
- Также следует своевременно подписать договор аренды на выбранное помещение, подготовить его согласно нормам пожарной инспекции и СЭС, а также получить разрешение от городской администрации на ведение деятельности.
- С представителями коммунальных служб следует составить длительные договоры на предоставление услуг – электричество, стирка униформы, вывоз мусора и ТБО, утилизация ртутных ламп, регулярная дезинфекция и пр.
- В Роспотребнадзор также следует зайти и проинформировать их о начале своей деятельности.
Выбор и подготовка помещения
Первое, что вы должны решить – будете вы приобретать целое здание для продажи техники или воспользуетесь доступной арендой. В каждом из случаев есть свои плюсы и минусы, которые стоит рассмотреть. К примеру, если приобрести собственный зал, то на его ежемесячную оплату не придется тратить деньги на протяжении всего ведения бизнеса. Но зато первоначальные затраты существенно вырастут.
Если же соглашаться на аренду, то придется ее стоимость включать частично в цену товара, чтобы окупить свои расходы. А это повлечет за собой определенную ценовую политику, которая в некоторых случаях отпугивает потенциальных покупателей.
Размеры торгового зала и подсобных помещений должны быть не меньше 500 кв. м., а то и больше. Точные цифры зависят от того, какое количество техники вы собираетесь выставлять в зале. Опытные предприниматели в данной сфере рекомендуют следующее деление секций – на мелкие бытовые приборы, видео- и аудиотовары и крупную технику.
Важно, чтобы клиенту легко было подойти к каждой из полок или стендов, рассмотреть ассортимент, посмотреть на габаритные покупки издали, чтобы представить, как они будут выглядеть в определенном интерьере и т. д. При этом вся площадь должна хорошо освещаться.
Не забудьте, что для крупногабаритной техники придется отвести достаточно места на складе. И если мелкие бытовые приборы могут находиться прямо в магазине, то для больших товаров желательно отвести отдельное складское помещение. В целях экономии его арендуют где-либо на окраине города. А доставка к дому покупателя совершается в указанные сроки с любого места.
Если говорить о месте размещения магазина бытовой техники, то здесь есть несколько мнений:
- В центре города – по мнению опытных владельцев, такое расположение дает самую крупную выручку, хоть и требует ежемесячных затрат на дорогую аренду здания. Но при анализе одинаковых торговых точек в разных частях города, именно те, что находятся в центре, осуществляют около 60% продаж.
- В районах, приближенных к центральной зоне – аренда будет стоить дешевле, но для большинства людей это довольно удобное расположение магазина. И если рядом находится еще ряд подобных заведений, то при посещении нескольких из них подряд покупатель принимает решение о том, где именно он будет приобретать желаемый товар.
- Районы новостроек – здесь еще нет конкурентов, зато при введении дома в эксплуатацию резко возрастают прибыли от продажи бытовой техники. Правда, после этого наплыв снизится и торговля будет вестись в более спокойном режиме.
- В многолюдном спальном районе – если здесь нет конкуренции, то можно выиграть на доступности магазина к потенциальным покупателям. При этом придется тщательно пересмотреть и оценить предлагаемый ассортимент и сделать акцент на более ходовых товарах.
Торговое оборудование
Для совершения продаж потребуется закупить и установить:
- кассовый аппарат;
- стеллажи, которые могут выдержать технику и вместить побольше ее разновидностей;
- подиумы для крупногабаритного товара – их количество зависит от выставленных единиц;
- полки со стеклянными дверцами – для телефонов, разных аксессуаров, планшетов и пр.;
- мебель для персонала;
- пожарная и охранная сигнализация.
Также обязательно нужно обустроить санузел для работников, а в подсобных помещениях установить полки для хранения товара, шкафчики для одежды и прочие мелочи. Если в магазине предполагается отдельно обустроить кабинет для бухгалтера и директора, тогда придется закупить и офисную технику, мебель и сейф.
Ассортимент товара
Продавать абсолютно все, что только существует на рынке бытовой техники невозможно. Тем более что вас будут ограничивать личные средства и определенные размеры торгового зала. В целом, чтобы определиться, что именно предлагать покупателям, нужно ориентироваться на следующие критерии:
- Основной спрос потребителей в конкретном регионе.
- Ассортимент конкурентов – лучше предлагать несколько моделей, частично или полностью отличающихся от соседних магазинов.
- Популярность определенных товаров согласно проводимой рекламе от производителей – они чаще диктуют моду и регулируют спрос на тот или иной вид техники.
- Обращайте внимание на различные ценовые сегменты – большая часть товара должна относиться к средней или бюджетной направленности, VIP-техника предлагается лишь в минимальном количестве или даже доставляется покупателю после соответствующего заказа и предоплаты.
- Следите за новинками – есть группа людей, которые приобретают лишь самое модное, современное и последней модели.
Помните, что для проверки отдельных видов товара нужно иметь в запасе некоторые вспомогательные элементы. Например, батарейки и аккумуляторы, музыкальные диски, видеозаписи и пр. В зависимости от техники, нужно иметь возможность показать ее в деле перед клиентом.
Формируем штат сотрудников
Поскольку уровень продаж и полученных доход во многом зависит от консультантов и их общения с клиентами, то и уделить особое внимание следует подбору персонала. Для этого руководствуются следующими принципами:
- Продавец-консультант обязательно должен быть общительным, приветливыми, иметь приятную внешность и уметь расположить к себе любого покупателя.
- В отдел, в котором продаются сложные бытовые товары, где следует рассказать о технических характеристиках, лучше нанять мужчин. Их склад ума помогает лучше запоминать и понимать подобные детали.
- А для продажи товаров из разряда мелких бытовых приборов для ежедневного использования лучше взять представительниц слабого пола. Зная о каждой технике не понаслышке, они точно смогут проконсультировать, что и как работает, и чем отличается в быту.
- Возрастные параметры консультантов – желательно 25-35 лет, ведь именно в этом возрасте человек способен легко обучаться, лучше запоминает различные характеристики товара и интересуется новинками. Более зрелые продавцы могут не справиться с большим наплывом современной техники и оценить их различия.
Также в штате нужны охранники, уборщица, бухгалтер и управляющий. Для совершения доставки товара на склад или покупателю нужно обязательно взять на работу грузчика и водителя.
Реклама
Каждая из позиций, представленных на полках магазина, рано или поздно проходит этап рекламы по телевидению и в различных печатных изданиях. Ее проводят сами производители товара с целью формирования спроса у покупателей. Но чтобы данную технику клиенты хотели приобретать именно у вас нужно приложить и собственные усилия.
Так, для привлечения людей можно использоваться различные средства:
- Открытие магазина сделать настоящей сенсацией, установить скидки на один-два дня, устроить шоу-программу, розыгрыши призов и пр..
- Обязательно повесьте заметную и привлекательную вывеску над входом.
- Расклеивайте по району объявления и плакаты, где будут указаны интересные и привлекательные предложения для покупателей.
- При продаже последней модели новомодной техники установите перед магазином соответствующий штендер.
- Грамотно составляйте ценовую политику исходя из платежеспособности целевой аудитории, конкурентов, сезона и пр.
- Установите дисконтную систему скидок для постоянных покупателей или продумайте другие бонусы для увеличения продаж.
- Распечатайте привлекательные листовки с призывной информацией и оставляйте их в местах, где больше всего скапливается потенциальных покупателей.
Некоторые из них даже совершают покупки онлайн или по телефону, что значительно облегчает весь торговый процесс. Поэтому не стоит игнорировать современные достижения и пользоваться ими для собственного блага.
Постоянно разрабатывая новые методы, применяя различные маркетинговые стратегии и подключая творческий подход, можно завоевать постоянного клиента и сделать определенную репутацию магазину в городе. После этого, часть людей будет приходить по рекомендации друга, знакомого, то есть в ход пойдет «сарафанное радио».
Финансовый аспект
Рентабельность подобного бизнеса оценивается в 20-30%. Но многое зависит от всевозможных факторов – наличия крупных сетевых магазинов поблизости, удачного подбора ассортимента, ценовой политики, рекламной кампании и пр.
Если же говорить о первоначальных вложениях, то они окажутся существенными. Точные цифры будут отличаться в зависимости от выбранных позиций, моделей, закупаемого количества техники, выбранного места и т. д. Средние показатели выглядят следующим образом.
Стартовые инвестиции | Сумма, в рублях | |
1 | Ремонт помещения | 200 000 |
2 | Торговое оборудование | 500 000 |
3 | Мебель и офисная техника | 100 000 |
4 | Ассортимент товара | 2 000 000 |
5 | Регистрация бизнеса | 20 000 |
6 | Прочее | 200 000 |
Итого: | 3 020 000 |
Также придется ежемесячно учитывать расходы на содержание магазина и периодически пополнять товар.
Текущие затраты | Цена, в рублях | |
1 | Аренда | 300 000 |
2 | Заработная плата | 300 000 |
3 | Налоги и коммунальные услуги | 100 000 |
4 | Реклама | 100 000 |
5 | Пополнение товара | 1 000 000 |
Итого: | 1 800 000 |
По средним показателям можно ожидать ежемесячных доходов в размере 2,5 млн рублей. Хотя на такие показатели только что открывшийся магазин выйдет не сразу. Поэтому рассчитывайте на то что, полная окупаемость наступит не раньше, чем через год активной работы.
Видео: как открыть интернет-магазин электроники и бытовой техники.
Отзывы
Анита:
«Я открыла магазин для продажи телефонов и аксессуаров к ним. И это было очень затратно. В плане конкуренции также сложно выделиться, потому что приходится ориентироваться на популярные и ходовые товары. А они выставлены чуть ли не на каждому углу в городе. Думаю, если вкладываться в полный ассортимент бытовой техники, то будете еще труднее».
Игорь:
«Сегодня такой торговлей выгодно заниматься в любом случае. Даже крупные сети охватывают далеко не каждый населенный пункт, да и ассортимент у них все равно ограничен по каждой позиции. Если подойти к этому делу продуманно и творчески, то можно даже рядом с подобным «гигантом» завоевать свою нишу».
Борис:
«Если есть такая стартовая сумма, то лучше ее потратить на реализацию более интересного и выгодного проекта. Ведь сегодня почти в любом городе есть сотни магазинов с бытовой техникой. Удивить и привлечь к себе внимание публики окажется довольно непростой задачей».