Перспективным, хоть и затратным окажется ремонт бытовой техники как бизнес. Расскажем подробно о том, как открыть мастерскую в данном направлении и на что нужно ориентироваться начинающему предпринимателю? Ведь наличие определенных навыков не всегда гарантирует успех на рынке услуг.
Данный вид бизнеса отличается тем, что его можно начать как при минимальных инвестициях, так и вложить несколько миллионов рублей в обустройство мастерской. Но в любом случае при грамотном подходе хороший специалист со временем начинает получать стабильный доход, ведь спрос на подобные услуги растет с каждым днем.
Особенности работы
Прежде чем реализовать данную бизнес-идею, нужно оценить все плюсы и минусы выбранного направления, а также объективно проанализировать свои возможности. Здесь существуют определенные тонкости:
- Заниматься ремонтом техники может лишь человек, который хорошо разбирается в нюансах работы большинства электроприборов. Поэтому для начала нужно обязательно научиться ремонтировать хотя бы какие-то аппараты, чтобы иметь возможность предоставлять услуги узкой специализации. Универсальность же мастера – это и вовсе залог быстрого расширения клиентской базы.
- Современная техника отличается тем, что мода на нее стремительно меняется. Большую часть приборов нет смысла ремонтировать, так как запасные детали на них не выпускаются производителями или же являются слишком дорогими.
- С целью экономии начальных инвестиций можно начать работать по вызову на дом. Это дает шанс развить бизнес постепенно, закупая оборудование и арендуя помещение лишь тогда, когда поступит первая прибыль от деятельности.
- В некоторых городах имеет смысл открыть сразу несколько пунктов приема техники, что значительно увеличит количество заказов.
- В данной сфере существует высокая конкуренция между мастерскими. Кроме того, гарантийное и постгарантийное обслуживание предлагают и сами фирмы-производители, сотрудничающие с магазинами или имеющие собственные сервисные центры. Поэтому, чтобы пробиться, нужно грамотно продумать всю стратегию развития.
Если же говорить о том, с чего начать предпринимательскую деятельность, то лучше тщательно проанализировать рынок. Для этого оценивают конкурентов, расценки, предлагаемые услуги, спрос потребителей и их платежеспособность.
Иногда имеет смысл наладить сотрудничество с похожими фирмами, занимая смежные узкие направления и взаимовыгодно обмениваясь клиентами. Например, мастерская, специализирующаяся на холодильниках, может рекомендовать профессионала по обслуживанию стиральных машин без ущерба для своей деятельности.
Формат бизнеса
Мастерская по ремонту бытовой техники может выглядеть по-разному – от маленькой комнаты, где принимают лишь мелкие аппараты, в основном телефоны, телевизоры, чайники, до солидной фирмы, где занимаются обслуживанием крупногабаритных холодильников, стиральных машин, котлов и пр.
Также стоит определиться и с тем, какова концепция вашего заведения. Существует два основных варианта:
- Вы действуете как самостоятельная компания, ремонтирующая любую технику всех известных производителей.
- Являетесь официальным представителем по гарантийному и постгарантийному обслуживанию определенного бренда и за изделия других марок не беретесь. Часто по такому принципу работают франшизы, где владелец бизнеса вынужден подчиняться корпоративным правилам. Но можно сотрудничать в таком ключе и являясь более самостоятельным подразделением.
В первом случае самостоятельно придется зарабатывать имя и репутацию на рынке, но вы сами решаете, в каком направлении двигаться и какую политику использовать для развития. Второй вариант часто оказывается слишком дорогим и невыгодным для новичка, хоть и предлагает взамен известный бренд и определенную аудиторию клиентов.
Регистрационные вопросы
Если выполнять ремонт своими руками и предлагать услуги лишь частным клиентам, тогда достаточно оформить ИП (индивидуальное предпринимательство). Но в случае перспективы на расширение и появления клиентов в виде организаций, лучше все же открыть ООО (юридическое лицо).
Режим налогообложения чаще выбирается ЕНВД, при котором достаточно платить фиксированную ставку. Хотя при больших затратах на запчасти и различное оборудование, пополнение инструментов, имеет смысл отдать предпочтение системе УСН, по которой отчисления будут зависеть от разницы между доходами и расходами фирмы.
Обязательно указывайте правильный код ОКВЭД. В данном случае подходит 52.72, в котором речь идет о ремонте бытовых изделий. Обратите внимание, что индивидуальному предпринимателю, особенно при совершении работы на дому у клиента, разрешается не иметь кассового аппарата. Правда, при этом придется вести строгую отчетность на специальных бланках, которые также регистрируют в налоговой инспекции.
Деятельность по совершению ремонта бытовой техники не требует излишних проверок СЭС и других органов. Правда, при обустройстве мастерской все же придется пройти контроль ГПИ, которая проверит наличие пожарной сигнализации, огнетушителя, запасного выхода и безопасности электропроводки.
Лицензия для подобной работы также не нужна. Но некоторые фирмы решаются на добровольную сертификацию, благодаря чему могут выполнять техническую экспертизу. Также этот ход помогает существенно увеличить доверие клиентов и поднять репутацию специалистов на новый уровень.
Выбор помещения
Если говорить о месте, где будет находиться мастерская, то здесь существует несколько вариантов:
- Центр города – хоть аренда окажется высокой, но удобство расположения обеспечит большой поток клиентов.
- Спальный район – можно существенно сэкономить на ежемесячной плате за помещение, а также избежать высокой конкуренции.
- Разместить в разных частях города пункты приема техники, а сам ремонт выполнять где-либо в более удобном и дешевом здании.
- Совершать работу на дому у клиента, не арендуя специально отдельного офиса.
Необходимое оборудование
Бизнес по ремонту бытовой техники может быть организован и при минимальных вложениях. Для этого достаточно купить простой набор инструментов и недорогих диагностических приборов. Но для создания серьезной мастерской, где обслуживаются самые разные бытовые аппараты, придется побеспокоиться о наличии специального оборудования:
- осциллограф;
- паяльники;
- тестеры;
- ручные инструменты (отвертки, гаечные ключи);
- ампервольтметр;
- анализ спектра;
- частотомер;
- термовоздушная паяльная станция;
- цифровой мультиметр;
- блок питания;
- расходные материалы – смазки, герметики, прокладки, резинки и т. д.
Для обустройства помещения придется закупить немного мебели, удобный стол для мастера, полки и стеллажи для хранения запчастей и инструментов. Если вы принимаете на ремонт габаритную технику, то обязательно потребуется и грузовой транспорт для ее перевозки. Достаточно приобрести недорогую модель ГАЗели, которая отличается хорошей вместимостью и дешевым обслуживанием.
Обратите внимание, что скорость ремонта во многом зависит от возможности получить требуемые запчасти от прямых поставщиков. Поэтому побеспокойтесь о том, чтобы самые популярные детали были всегда у вас на складе или поступали в короткий срок после заказа. При этом обращайте внимание на их качество и оригинальность, иначе обеспечить гарантию клиенту вы не сможете.
Иногда имеет смысл приобретать вышедшие из употребления холодильники, стиральные машины и другую технику, так как некоторые клиенты пожелают отремонтировать аналогичные изделия, а на рынке найти старые запчасти не получится. Формируйте собственный ассортимент доступных деталей, чтобы выполнить работу, которую больше никто не сможет сделать.
Нужен ли персонал?
Если вы решили открыть мастерскую по ремонту и заниматься всеми вопросами самостоятельно, то это существенно сэкономит стартовые затраты. Но со временем, по мере роста фирмы, придется нанять помощников:
- Мастера – чем их больше, тем быстрее можно обслуживать клиентов и брать неограниченное число заказов.
- Диспетчер – нужен тогда, когда звонки поступают намного чаще, чем владелец успевает их принимать лично.
- Бухгалтер – может быть приходящим или же выполнять работу в режиме аутсорсинга.
- Водитель и грузчик – для доставки техники от клиентов в мастерскую и обратно.
Реклама бизнеса
Чем выше конкуренция в городе, тем важнее уделить внимание маркетинговой стратегии. Информируйте население о предоставляемых услугах, акциях, качестве работы всеми доступными способами:
- раздавайте визитки;
- установите заметную вывеску над входом в мастерскую;
- разместите объявления в печатных изданиях, на подъездах в ближайшем районе, на остановках, в автобусах и пр.;
- создайте собственный сайт, на котором указан перечень основных услуг, адрес и телефон для связи, а также отзывы довольных клиентов;
- используйте интернет для продвижения и формирования хорошего имиджа компании;
- имеет смысл наладить сотрудничество с магазинами бытовой техники или различными похожими мастерскими, которые отличаются другой специализацией;
- разместите телефон компании на собственном транспорте (личном и грузовом от фирмы).
Также имеет смысл заполучить нескольких крупных клиентов в виде организаций, получая от них регулярные заказы на обслуживание техники. И помните, что самая удачная реклама – сарафанное радио. Если от вас клиенты будут уходить довольными, то они обязательно порекомендуют вашу мастерскую всем своим знакомым и друзьям. Поэтому всегда старайтесь выполнять работу качественно и быстро.
Финансовая составляющая
Общие показатели рентабельности проекта оцениваются лишь в 6-10%, что может отпугнуть начинающих предпринимателей. Но стоит понимать, что даже при медленной окупаемости инвестиций, прибыль обещает быть стабильной.
Многое же зависит и от того, какие капитальные вложения были на старте. Ведь иногда мастера начинают свое дело с минимальными затратами и докупают оборудование или инструмент лишь тогда, когда доход перекрывает ежемесячные потребности.
При составлении бизнес-плана большую часть денег приходится тратить на покупку оборудования:
Наименование | Цена, в рублях | |
1 | Ампервольтметр | 800 |
2 | Анализ спектра | 28 000 |
3 | Частотомер | 15 000 |
4 | Стандартный набор инструментов | 3 000 |
5 | Стол для мастера | 3 000 |
6 | Мебель для офиса | 16 000 |
7 | Грузовой автомобиль | 80 000 |
8 | Термовоздушная паяльная станция | 6 000 |
9 | Цифровой мультиметр | 5 000 |
10 | Блок питания | 3 000 |
Итого: | 159 800 |
Если говорить о рентабельности и окупаемости проекта, то она во многом зависит от количества обслуженных клиентов, сложности выполнения задач, установленных расценок и других факторов. Например, за выезд на дом можно дополнительно брать 500 рублей, а сам ремонт оценивать в зависимости от размеров бытовых приборов:
- Габаритные – по 8 000 рублей.
- Средние – 3 000.
- Мелкие – не дороже 1 500 рублей.
При предоставлении дополнительных услуг, например, от продажи запчастей, можно рассчитывать и на другие источники прибыли. Но в целом при затратах на минимальный набор оборудования окупить стартовые инвестиции получится не раньше, чем через 1-2 года.
Видео: ремонт бытовой техники на дому или в мастерской.
Отзывы
Алексей:
«Начинал с простого выезда на дом к заказчику. При этом сразу устанавливал чуть выше расценки, чтобы окупить транспортные расходы. В результате удалось наработать базу клиентов и репутацию, получить первые доходы и лишь после этого потратился на аренду отдельного помещения».
Иван:
«Если вы начинающий предприниматель и не имеете существенного капитала для старта, тогда удобнее развиваться постепенно. Не стоит браться сразу за всю технику подряд. Определитесь с 1-2 направлениями и занимайтесь ограниченным числом заказов. Тогда и дорогое оборудование сразу приобретать не потребуется».
Станислав:
«Занялись подобным бизнесом с другом. Каждый из нас разбирается в ремонте, поэтому нанимать помощников со стороны не приходится. Прибыли хватает и на развитие, и на собственные нужды. Главное, всегда иметь запас деталей и выполнять работу максимально качественно».