Опишем подробно производство пряников как бизнес, его технологию, требуемое оборудование и отзывы успешных бизнесменов. И хоть первоначальные затраты для полноценного цеха будут немаленькими, а окупаемость может оказаться длительной, все же перспективы для открытия оцениваются высоко.
Такой продукт всегда остается востребованным как отечественными потребителями, так и иностранными покупателями. Ведь пряники – это не просто продукт питания и вкусная сладость, они выступают и как сувенирная продукция, символизирующая русские традиции.
Ассортимент
Согласно определению, пряники – это мучные изделия кондитерского направления, содержащие сахаристые вещества, муку и смесь пряностей. Именно за счет последнего ингредиента и получили свое название, а также завоевали популярность среди населения нашей страны.
Если говорить о производственном моменте, то отличаются они только как заварные и сырцовые изделия. Это говорит о способе их приготовления. И все же, ассортимент пряников может быть достаточно разнообразным:
- По вкусу – с использованием различных ингредиентов в составе (тульские, имбирные, мятные и пр.).
- По форме (геометрические, в виде животных, специальные для определенных праздников).
- По внешнему оформлению.
- С начинками или без.
Перед тем как организовать бизнес на пряниках, следует определиться с той рецептурой и технологией производства, которую вы будете использовать. От этого зависят стартовые инвестиции, предлагаемый ассортимент, требуемый список оборудования, а также затраты на ингредиенты.
Не рекомендуется начинать с экспериментов в рецептах. Пока вы не окупите первоначальные вложения желательно использовать самые популярные и проверенные варианты изготовления изделий. И только выйдя на постоянный уровень прибыли и завоевав рынок можно пробовать предлагать что-то новое и необычное.
Найти подходящие рецепты классических пряников можно во всех кулинарных книгах, описывающих русские блюда и кондитерские изделия. Также их описание есть в интернете, на специализированных сайтах и форумах.
Основными составляющими являются:
- мука пшеничная высшего, первого или второго сорта;
- различные сахара или их заменители (патока, мед);
- кондитерские жиры;
- разрыхлитель;
- смесь пряностей;
- начинка (фрукты, орехи, мак, варенье и пр.).
Перед тем как наладить сбыт продукции, первую партию товара желательно сделать пробной и предложить ее своим знакомым. Возможно, придется что-то подкорректировать, чтобы вкус изделия понравился большему количеству будущих клиентов. Это даст хороший старт для развития и поможет реализовать продукцию в крупных объемах.
Регистрация бизнеса
Для данного вида предприятия потребуется оформление ряда документов:
- Регистрация ООО или ИП, в зависимости от предполагаемых масштабов производства.
- Выбор кода ОКВЭД – 10.72 «Изготовление сухих хлебобулочных и кондитерских изделий длительного хранения».
- Получение разрешений от СЭС и ГПИ.
- При найме сотрудников, нужно также встать на учет в центре занятости и ФСС.
Технология производства
Прежде чем закупите готовое оборудование, вам нужно определиться с основной рецептурой и ассортиментом готовой продукции. Вы можете создавать пряники по ГОСТу (согласно рецептуре для промышленного производства), выпускать собственные ТУ или приобрести их у других предпринимателей. В каждом из вариантов процесс приготовления проходит по-разному.
Но основная технологическая схема выглядит следующим образом:
- Муку просеивают и дозируют.
- Подготавливают все остальные ингредиенты, из которых готовят определенный вид пряников.
- Дальше происходит замес теста согласно рецептурным требованиям.
- Формируют изделия с помощью подобранных емкостей.
- Выпекают в духовом шкафу при необходимой температуре.
- Обрабатывают поверхность глазурью или создают украшения.
- Охлаждают и упаковывают готовые изделия.
Практически то же самое происходит и при создании пряников ручной работы, только большая часть процесса идет без использования специализированной техники. За счет такого способа изготовления можно добиться индивидуального разнообразия украшений и вариантов лепки различных форм.
Оборудование
Полноценная автоматизированная линия по производству данных изделий состоит из таких отдельных элементов:
- Особые бункеры для ингредиентов с дозатором.
- Тестомес.
- Емкости для сиропов и начинок.
- Варочный котел.
- Отсадочная машина.
- Духовая печь.
- Дражировочный барабан.
- Машина для глазирования изделий.
- Упаковочная лента.
Именно из этого и будет состоять основная затратная часть на производство. При выборе и покупке данного оборудования нужно ориентироваться не только на доступную для вас стоимость, но и общую мощностью производства.
Так, средние объемы производства ограничиваются 500 кг продукции за смену. Есть аппараты для создания меньшего количества пряников. Самое габаритное и дорогостоящее оборудование предполагает изготовление 1000 кг изделий.
Кроме того, для организации рабочего помещения потребуется приобрести и установить вентиляционную систему, закупить инвентарь и инструменты, столы, тележки и пр.
Также существуют полуавтоматические линии, где часть приготовления осуществляется работниками вручную. Если же закупить оборудование, бывшее в употреблении, то можно значительно сэкономить на их стоимости и быстрее вернуть капитальные инвестиции. Но нужно помнить, что в таком случае высока вероятность частых поломок и простоев цеха.
Помещение
Организовать пряничный бизнес можно за пределами города, а для сбыта продукции использовать свой или арендованный транспорт. В промышленных или загородных районах стоимость здания окажется значительно ниже. Главное, чтобы само помещение отвечало требованиям и нормам СЭС.
Для производственного цеха требуется 70 м2 для установки оборудования. Очень важным моментом является вентиляционная система. Остальные детали по обустройству рабочей зоны нужно уточнять в местной санитарно-эпидемиологической службе. Они выдают определенный перечень, соответственно которому можно заранее все подготовить.
Склад и хранение
Есть отдельные требования для складских помещений. Они должны быть не просто чистыми и сухими. Температура воздуха там выдерживается около 18 градусов, а влажность в пределах 65-75%. Следите за сроками хранения готовой продукции:
- сырцовые изделия без глазури – 20 дней;
- мятные пряники – 10-15;
- глазированные – 30 суток;
- заварные – 45.
Реклама и сбыт
Чтобы ваша продукция не застаивалась, нужно заранее продумать, кому вы будете продавать готовые пряники. С чего начать поиск клиентов? Для этого еще на этапе организации бизнеса потребуется провести рекламную кампанию. Но мало просто разместить объявления в СМИ или интернете.
Желательно наперед договориться с супермаркетами, продуктовыми магазинами и заведениями общепита о постоянной поставке товара. Это поможет не только развить бизнес, но и создать надежную базу клиентов.
Поскольку пряники являются еще и сувенирным товаром, то их можно красиво упаковывать и поставлять в лавки с подобной продукцией, в места экскурсий или даже договориться о сотрудничестве с рекламными и туристическими агентствами.
Финансовая часть
Рентабельность бизнеса рассчитывается с учетом, что вы приобретаете линию производства средней мощности, то есть на 500 кг продукции за смену. В результате затраты на оборудование окажутся в пределах 2 000 000-2 500 000 рублей. К этому придется еще добавить расходы на коммунальные платежи, сырье для теста, зарплату сотрудникам, налоги, ремонт и аренда помещения и пр.
Чтобы такие капитальные инвестиции окупились ежемесячно нужно продавать 15 тонн пряников. При оптовой цене по 30-60 рублей за кг вы сможете выручить 900 000, из которых чистой прибыли окажется 90 000-150 000 рублей. Итого, полностью все вложения окупятся лишь спустя 1,5-2 года.
Если же создавать пряничный бизнес на дому, без покупки сложного оборудования, то первоначальные затраты будут намного меньшими. Но и обороты капитала станут на порядок ниже.
Видео: производство пряников как бизнес идея.
Отзывы
«Необязательно начинать так масштабно. Можно просто готовить у себя на кухне, наняв в помощники еще одного человека. Для города средних размеров этого достаточно, а ваши вложения окупаются намного быстрее, так как основные затраты – это стоимость используемых продуктов» – Ангелина.
«Самое сложное – определиться с рецептурами. Потому что когда желаешь начать такой вкусный бизнес, то хочется производить сразу все доступные и понравившиеся варианты изделий. А это весьма затратно, потому что нужно закупить много ингредиентов и разные варианты оборудования» – Ольга.
«Такой цех выгодно открывать при наличии бизнеса по хлебобулочным изделиям. Тогда достаточно просто приобрести дополнительную линию, что снижает общие затраты. А рынок сбыта остается тем же и заново искать клиентов не потребуется» – Никита.