Домой Идеи бизнесаТорговля Идея для бизнеса № 33: как открыть магазин продуктов

Идея для бизнеса № 33: как открыть магазин продуктов

Автор: biznesadmin
1 комментарий

Хотя торговля продуктами во все времена была прибыльным видом предпринимательства, сейчас рынок настолько переполнен, что нужно учитывать массу нюансов. В статье мы постараемся осветить все тёмные уголки продуктового бизнеса.

Экономический кризис в стране затронул даже такую стабильную отрасль, как розничная торговля продуктами питания. Падение доходов населения негативно отразилось на реализации крупных и мелких торговых точек. Многие супермаркеты вынуждены менять обычную стратегию, снижать цены, внедрять новые технологии. Небольшие предприятия просто не выдерживают давления среды и закрываются.

Вместе с тем растет доля магазинов, ориентированных на какой-либо один вид продукции — рыба, мясо, натуральная еда. Повысился спрос, а следовательно и предложение, на продукты местного производства.

Торговцы продуктовыми товарами большую часть доходов получают от населения, принадлежащего к среднему классу, который сильно пострадал в кризисе последних лет. В результате снизилось посещение магазинов, покупатели стали более внимательно относиться к цене и качеству товаров. Упала популярность известных дорогих марок производителей, люди предпочитают приобретать дешевые и акционные продукты.

Однако по результатам статистических опросов, потребители хотят покупать дорогостоящие товары, если они произведены без использования химикатов и вредных веществ, не подвергались обработке и заморозке, не содержат ГМО.

В привлекательных местах все ниши давно заняты, тем не менее можно найти, чем заинтересовать покупателей. Например, если неподалеку от супермаркета есть жилой микрорайон, имеет смысл открыть свой продуктовый магазин в одном из домов — люди склонны за небольшими покупками ходить в ближайшее место.

Заранее необходимо изучить спрос, уровень цен на продукты и продумать систему закупок. От этого будет зависеть, насколько быстро запустится проект и как скоро он начнет приносить прибыль.

Выбор стратегии

Это может быть:

  1. Мегамаркет или гипермаркет – очень дорогостоящий проект, требующих огромных площадей около гектара, постройки здания «с нуля», суммарного капитала нескольких инвесторов. Ассортимент содержит как продовольственную, так и непродовольственную группу товаров.
  2. Супермаркет – также финансово неподъемен для одиночного предпринимателя, имеет смешанный ассортимент.
  3. Гастроном – из непродовольственного набора могут присутствовать средства для ухода и дома, батарейки, принадлежности для выезда на природу.
  4. Мини-маркет – на маленькой квадратуре реализуют самые востребованные продуктовые товары и напитки.
  5. Специализированный магазин – это может быть хлебо-булочный, рыбный, овощной, мясной, диетический или эко-продуктовый магазин, обычно небольшой, где всегда свежий ассортимент.
  6. «Удобный» или «У дома» – ориентирован на узкий круг покупателей в жилом районе, обычно находится на первом этаже. Главное преимущество — тесный контакт с покупателями, быстрое реагирование на изменение спроса.
Начинающему бизнесмену следует ориентироваться на два последних вида стратегии. Основные плюсы — они не требуют гигантских стартовых вложений, можно начать с небольшого ассортимента и постепенно наращивать объемы реализации.

Также составить бизнес можно, воспользовавшись франшизой известного бренда. Затраты могут быть от 500 000 руб. до нескольких миллионов, но это уже готовое раскрученное дело. Действуя по предоставленному шаблону, не нужно думать, как составить бизнес-план и тратить средства на продвижение. Некоторые фирмы даже предоставляют часть оборудования и проводят обучение персонала.

Шаги по открытию магазина продуктов

Исследование рынка вы уже сделали, теперь нужно совершить следующие шаги:

  • юридическое регистрирование;
  • подбор помещения;
  • оснащение оборудованием;
  • создание ассортимента;
  • подбор сотрудников;
  • реклама;
  • расчет плановых показателей.

Законодательная регистрация

Прежде всего необходимо создать юридическое предприятие. В зависимости от предполагаемых объемов выручки и наличия в продаже алкогольной продукции, возможны варианты:

  1. Общество с ограниченной ответственностью — для крупной реализации и торговли крепкими винно-водочными товарами.
  2. Индивидуальный предприниматель — для небольшой торговой точки с безалкогольным набором продуктов (допускается к продаже пиво).

Розничная торговля осуществляется под кодом деятельности 47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах».

Форма налогообложения зависит от площади магазина:

  • Для деятельности на площади до 50 кв. м индивидуальный предприниматель может избрать патентную систему уплаты налогов.
  • Предприятие и предприниматель, торгующие в зале площадью до 150 кв. м., могут платить налоги по системе «единый налог на вмененный доход».
  • Упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы» применяют без ограничений.
После регистрации в налоговых органах владельцу фирмы нужно подать установленную законом форму уведомления о начале деятельности в Роспотребнадзор. Образец заполнения находится на их официальном сайте.

Также для полноправной деятельности следует получить разрешения в различных инстанциях. Обязательные документы:

  1. Правоустанавливающие документы на помещение (контракт на аренду или на куплю-продажу).
  2. Удостоверение о соответствии магазина санитарным нормам из СЭС.
  3. Свидетельство о соответствии нормам пожарной безопасности в МЧС.
  4. Контракт на проведение дератизационных и дезинсекционных работ.
  5. Контракт на вывоз мусора.
  6. Медицинские книжки на сотрудников.
  7. Сертификат о занесении в торговый реестр.
  8. Документация к расчетно-кассовому оборудованию.
  9. Лицензии на подлежащий лицензированию товар.
  10. Сертификаты качества продукции.
  11. Удостоверение о проверке весового оборудования.
  12. Книга отзывов и предложений.
  13. Уголок потребителя.

В зависимости от конкретного региона страны или реформ в законодательстве могут требоваться дополнительные документы.

Помещение под продуктовый магазин

От удачного размещения и хорошей планировки зависит половина успеха всего проекта. При заданном формате небольшого предприятия нужно искать помещение площадью не более 50-70 кв. м. среди скопления многоэтажных домов или в проходном месте, например, около метро, учебных заведений, вокзалов, подальше супермаркетов.

Если в помещении ранее уже велась торговля, то это упростит процедуру открытия магазина, так как оно будет соответствовать санитарным и пожарным требованиям. Также необходимо проследить за оснащением базовыми коммуникациями — электроэнергией, теплопроводом, водопроводом, канализацией.

В процессе переоборудования торгового зала нужно заранее спланировать расположение торговых зон — свободной и с прилавком. Размещать самые популярные и недорогие товары предпочтительнее в отделе самообслуживания, а дорогостоящий ассортимент поместить в отдел с продавцом (например, ликеро-водочная и сигаретная продукция).

Подбираем оборудование

Техническое оснащение для продуктового магазина — это основная статья затрат. Для обеспечения сохранности быстропортящихся продуктов требуется охлаждающая техника, которая потребляет много электроэнергии. Главное оснащение торгового зала состоит из:

  • полки и стойки;
  • морозильные лари;
  • витрины;
  • прилавок;
  • весовая техника;
  • упаковочное приспособление;
  • кассовое оборудование.

Оборудование

Также для присмотра за покупателями и контроля сотрудников может понадобиться система видеонаблюдения. Чтобы поддерживать необходимую температуру в зале и не допускать образования неприятных запахов, стоит приобрести систему кондиционирования и вентиляции.

Ассортимент продуктового магазина

Так как спрос определяет предложение, то при создании набора товаров для торговли необходимо ориентироваться на целевую аудиторию розничного магазина. Если предприятие расположено в жилом микрорайоне, то номенклатура будет стандартной:

  1. Хлебо-булочные изделия.
  2. Молочная продукция.
  3. Фрукты и овощи.
  4. Сыры и колбасы.
  5. Сладости.
  6. Крупы и макароны.
  7. Сыпучие продукты (сахар, соль, сода, чай, кофе).
  8. Консервы.
  9. Соусы и приправы.
  10. Напитки.
  11. Сигареты.

Если магазин находится вблизи учебного заведения или другого массового скопления людей, то в ассортимент нужно добавить кулинарию, полуфабрикаты, предоставлять услуги по разогреву пищи, поставить кофематы. Обязательно нужно выделить небольшой отдел для бытовой химии и прочих востребованных непродовольственных товаров.

Цены устанавливаются на среднерыночном уровне, примерный уровень наценки для продовольственной группы – 7-10%.

Товары с коротким сроком годности лучше всего приобретать у местных производителей. Продукты длительного хранения, особенно не требующие специальных условий содержания, можно закупать на оптовых базах, в гипермаркетах, у представителей фирмы производителя. Выгоднее всего заключать договора непосредственно с изготовителем, но для малого бизнеса, скорее всего, условия будут неподъемными по объемам закупки.

Необходимо тщательно следить за качеством и сроками годности, снижать цены на неходовой товар, списывать испорченную продукцию, внимательно проверять все характеристики на стадии приемки продуктов.

Найм персонала

Не менее важная составляющая — это сотрудники. От их квалификации, опыта работы с покупателями и товаром зависит вторая половина успешности предприятия.

В ключевой перечень работников, которые нужны для открытия магазина, входят:

  • работник прилавка;
  • кассир;
  • грузчик;
  • охранник;
  • счетовод.

Точное количество персонала зависит от формата, масштаба и графика работы магазина. Круглосуточно открытая торговая точка предполагает 3 смены рабочих в сутки, с повышенной оплатой за ночные выходы. При графике с 8-00 до 20-00 «3 через 2» достаточно пяти продавцов-кассиров.

Подобрать в штат ответственного, честного, опытного и высококвалифицированного сотрудника возможно при помощи кадровых агентств. Чтобы повысить мотивацию продавцов, можно сверх месячного оклада установить процент от продаж.

Быть продавцом — это не просто стоять за прилавком. Необходимо уметь общаться с покупателями, знать характеристики товара, иметь математические способности, доброжелательный характер.

Скачать бизнес-планЗдесь можно скачать составленный бизнес-план продуктового магазина с расчетами.

Маркетинговая стратегия продуктового магазина

Привлечение покупателей в новый магазин продуктов питания организуют с помощью рекламных мероприятий. В зависимости от запланированного бюджета, можно нанять специализированную фирму, которая проведет рекламную кампанию либо самостоятельно выполнить следующие шаги:

  1. Заказать вывеску на магазин и наружное оформление в концептуальном стиле.
  2. Расклеить объявления в районе открытия.
  3. Поставить указатели к магазину.
  4. Некоторое время до и после открытия раздавать рекламные листовки.

Эти меры приемлемы для магазина в спальном районе. Если он расположен в деловой части населенного пункта, то дополнительно можно заказать рекламу на транспорте, в газете, оповестить общественность в соцсетях.

В число способов привлечения клиентов включают также аппетитное оформление внутренней части магазина, красивую и удобную раскладку ассортимента, регулярное предоставление скидок на различную продукцию.

Видео: как открыть свой продуктовый магазин?

Экономические расчеты

Завершающая часть пошаговой инструкции — это определение, сколько стоит открыть продуктовый магазин и выгодно ли открывать его. Для чего следует рассчитать такие планируемые показатели (в качестве примера взято условное торговое предприятие с площадью 50 кв. м.):

  • сумму капитальных вложений;
  • постоянные расходы;
  • выручку.

Капитальные вложения — это единоразовые расходы, требующиеся на запуск проекта:

Наименование расходов Сумма, руб.
1 Закупка оборудования 160000
2 Ремонтные работы в помещении 120000
3 Закупка товара 220000
4 Реклама 20000
5 Создание предприятия и оформление разрешений 40000
6 Дополнительные расходы 20000
Итого 580000

Постоянные расходы — это примерные ежемесячные траты предприятия в процессе работы:

Наименование расходов Сумма, руб.
1 Арендные платежи 40000
2 Коммунальные расходы 20000
3 Зарплата работникам 70000
4 Пополнение товарных запасов 180000
5 Административные расходы 10000
6 Дополнительные расходы 20000
Итого 340000

По статистике, средний размер покупки составляет 250 руб., а ежемесячная выручка – 400 000 руб.-500 000 руб. при рентабельности 25-30%. Вложенные в бизнес деньги окупятся менее, чем за один год.

Несмотря на экономический кризис и конкуренцию, при грамотной организации бизнес на продуктах питания является выгодным вложением капитала для начинающих предпринимателей.

1 комментарий
4

Похожие публикации

1 комментарий

rjzielin 26.03.2021 - 05:59

Сколько нужно денег, чтобы открыть магазин продуктов? Конечно, эта сумма будет зависеть от площади магазина и ассортимента товаров. В нашей книге вы можете ознакомиться с кейсом расчета расходов для открытия торговой точки площадью 60 кв. м в формате магазин у дома .

Ответить

Комментировать